Всё хорошо в меру
«Наши дети умнее нас» — такой вывод чаще всего делают взрослые, с умилением наблюдая, как дети или внуки с раннего возраста с лёгкостью обращаются с мобильными телефонами, планшетами и компьютерами. Так ли это? И так ли безобидны современные гаджеты в руках ребёнка?
Любой навык человек лучше осваивает, если сначала имеет возможность пассивно наблюдать за тем, как это делается. К шести-семи годам ребёнок практически полностью осваивает образ жизни родителей, имеет определённые навыки самообслуживания, умеет пользоваться различными бытовыми приборами (пылесосом, феном и пр.), вживается в ритмы (суточные, недельные, годовые) общества. Поэтому всё, что находится в поле его зрения, он воспринимает как материал для усвоения. Ребёнок видит родителей, которые живут во всём этом, и соответственно для него это является нормой жизни, чем-то безопасным и естественным. Так что ничего удивительного в быстром овладении гаджетами нет. Наши дети и внуки не умнее нас, просто они выросли в окружении этих вещей.
Теперь давайте разберёмся, что происходит в голове ребёнка, когда он использует планшет (компьютер, смартфон). Вот он нажимает пальцем на экран, чтобы получить тот или иной результат. Задействована ли двигательная сфера? Минимально. Ведь главное — попасть пальцем (мышкой) в нужное место экрана. Мышечные усилия? Мизерные. Восприятие? Ребёнок видит перед собой экран ограниченного размера. Количество наблюдаемых элементов невелико. А их качество очень сильно зависит от того, что родители закачали в планшет. Пространственные функции? Опять же минимально задействованы. В большей степени ребёнок ориентируется на картинку, а не на её пространственное расположение. Память? На начальном этапе задействована значительно. Но в дальнейшем ребёнок опирается на принцип аналогии, поскольку все игры и развивалки строятся по повторяющимся принципам. Мышление? Активизируются лишь простейшие логические операции. Ребёнок в основном пользуется методом проб и ошибок. Фантазия? Скорее, навыки комбинирования элементов.
А волевая сфера, планирование и контроль? Чтобы организовать игру в традиционном понимании этого слова, ребёнку необходимо приложить значительные усилия. Ему нужно выбрать то, с чем он будет играть, организовать игровое пространство, придумать игровой сюжет и т. д. А на планшете традиционная игра в куклу реализуется очень быстро. Несколько нажатий — и перед ребёнком любой герой, одетый в яркие наряды, обитающий в самых фантастических условиях, его можно кормить, купать, укладывать спать бесконечно. Да ещё за каждое нажатие кнопки на экране появляются поощрительные конфетки и звёздочки, звучат похвалы и весёлая музыка. Разве сравнится такая игра с бледной окружающей действительностью? К тому же и игрушки убирать не надо.
Таким образом, плотно общаясь с планшетами и аналогичной техникой, ребёнок пропускает в своём развитии целые пласты. А простое перепрыгивание через какой - нибудь предмет задействует у двухлетнего малыша гораздо больше уровней головного мозга и будет намного полезнее, нежели развивайка в планшете. Ведь сами по себе планшет и прочие устройства не зло, они по-своему интересны и полезны. Просто всё хорошо в меру.
В последнее время клиентами психологов и психотерапевтов становятся дети, для которых контакт с планшетом или компьютером равносилен дозе тяжёлого наркотика, а последствия запрета подобны ломке. И это по-настоящему страшно, потому что их ничто не радует, ничто не удивляет, ничто не вызывает желания, кроме любимого экрана. При потенциально нормальном уровне развития эти дети не могут полноценно пользоваться возможностями своего мозга. Но самое страшное в том, что, как и у всех зависимых людей, у них стремительно разрушаются нравственные понятия. Ради возможности поиграть они готовы пойти на обман, унижение, воровство. В отличие от простуды, зависимость не лечится — она требует пожизненного контроля. Помните об этом, когда в очередной раз даёте своему ребёнку планшет, чтобы он вам не мешал.
Психологи Юлия Кривова и Ольга Кононова