11 мая 2018

О детях и деньгах

Как-то неожиданно и быстро случилось, что люди в нашем обществе разделились на богатых, не очень богатых, бедных и нищих

О детях и деньгах

В каждой семье, невзирая на её достаток, неотвратимо встал вопрос, как правильно построить отношение ребёнка к деньгам, которые доступны в этой семье. Все хотят построить эти отношения "правильно". Звучит неплохо, но за этим что? Сразу возникает множество вопросов - должны ли дети вникать в вопрос о семейном бюджете, давать ли детям деньги на личные (карманные) расходы, должны ли дети деньги зарабатывать и как, платить ли им за домашнюю работу и хорошие оценки? Как не избаловать деньгами и как не вырастить человека, который, оказавшись в самостоятельной жизни, не умеет планировать и рассчитывать свои средства? Вопросы - то сложные, животрепещущие и для детей в том числе. О деньгах уже в детском саду говорят, согласно своему разумению и услышанному разъяснению взрослых, а в школе и подавно к деньгам интерес уже колоссальный. Там меряются телефонами, айфонами, модной одеждой, дороговизной модных кроссовок. Это тоже деньги в вещественном эквиваленте.


А что в семье говорят, где деньги и находятся, где подросткам выдаются или не выдаются средства на личные расходы? Может быть, детям это вообще неинтересно, что происходит в семье, как в семье тратятся деньги, на что тратятся, на что копятся, откуда берутся. Очень даже интересно, особенно когда возникает интерес свой, сугубо личный. Например, срочно требуется дорогая игрушка себе любимому или модные кроссовки, а мама, говоря, что денег нет, покупает себе модную кофточку. Несправедливо, однако! Дети за этим процессом наблюдают невольно, но внимательно и с пристрастием в непосредственной, ежедневной семейной жизни.


В какой - то семье тема денег - тема частая, озабоченная, трепетная. В этой семье ребёнку будет ясно-деньги-это главное в жизни, их надо приобретать, копить и с трепетной любовью к ним относиться. Отсюда - выбор будущей профессии и места под «солнцем «. Для этой семьи - богатство любой ценой главная и вожделенная цель. Поэтому все отношения с окружающими будут подчинены этому постулату - выгодно или нет. Дружить с Петровыми или выгоднее с Ивановыми. Ивановы побогаче, у них связей побольше. А что за люди Ивановы, каков их духовный и культурный уровень-это неважно. Так же будет поступать их выросший ребёнок.


«Какой ты, Дима молодец, что помогаешь родителям-приводишь и забираешь Алёшу из садика!» - умиляется воспитатель.


Двенадцатилетний Витя солидно и довольно улыбаясь: «Не запросто так, я получаю за каждый раз 10 рублей!». Не стоит даже сомневаться, что у Вити будет твёрдое жизненное убеждение, что деньги-это лучшая плата за хорошие поступки т личную помощь. Он примкнёт к тем людям, которые не пошевелят пальцем ради другого, даже близкого человека, не получив вожделенной платы. Пойдёт ли Витя в аптеку за лекарством для бабушки, не получив десяти рублей или плата за это подорожает? Может и не пойти, сославшись на занятость. И о плате за оценку «пять «. Не интерес к задаче по физике, химии, не интерес к переживаниям Евгения Онегина и Татьяны Лариной, а получение мзды за беспамятную зубрёжку.

Так как же все - таки поступать родителям, не испортив ребёнка в том или другом пагубном направлении? Как не воспитать жадного эгоиста, циничного карьериста, одержимого страстью в поклонении «золотому тельцу « или человека, абсолютно не умеющего разумно распорядиться доступными ему денежными средствами? В своей книге» Как любить ребёнка» знаменитый педагог Януш Корчак вспоминает о своём отце, который ежедневно давал ему по пятьдесят грошей на личные расходы, чтобы научить его правильно распоряжаться личными средствами. При этом не учитывалось ни поведение сына, ни его успеваемость в это время. Это было безотносительно к событиям. Ведь чтобы, например, научиться кататься на горных лыжах, человек учится сначала ходить на них по ровной поверхности. Как же иначе? И что ждать от человека, которого не научили распоряжаться малыми средствами в детстве, вдруг сразу поймёт, как это делать правильно, вступив во взрослую жизнь? Доходы в наше время у родителей разные и личные средства у детей будут неодинаковы. Мы с вами видим, как живёт и ведёт себя «золотая « молодёжь, «мажоры» - сынки и дочки богатых родителей. Как ведут себя с окружающими, ни с кем и ничем не считаясь. Миллионные иномарки, которые не жалко разбить, яхты, алкоголь, наркотики, презрение и игнорирование интересов окружающих. Ну, повеселятся несколько лет, если удастся не спиться, не разбиться, не погибнуть от наркотиков или не попасть за решётку. Молодость кончится, здоровье загубится, а алкоголем и наркотиками не заполнить пустую и нищую душу. За любые деньги, увы, не купить любовь, уважение, взаимопонимание. Так что завидовать здесь совершенно нечему. Но это мы, взрослые, понимаем.


А как быть, чтобы в нашей действительности, ребёнок из нормальной семьи со скромными средствами не испытывал чувство неполноценности в этом соседстве? Это очень трудно, правда! Я вижу только следующее спасение-создание духовной атмосферы в семье, предполагающее в первую очередь, отсутствие зависти, предельная искренность и доверительные отношения с ребёнком. Убеждена, что дети должны знать, откуда, сколько и за какой труд приходят деньги в семью, на что тратятся, на какие цели или приобретения копятся. Ребёнок, по мере взросления, должен участвовать в планировании расходов и накоплений для всей семьи, для благих целей каждого её члена. Ему это надо объяснять искренне и доступно, не умалчивая и не привирая. У него обязательно должно сформироваться убеждение, что деньги-это не самоцель, не фетиш для поклонения, но и не позорная тема, а эквивалент достойного труда членов семьи.

Нина Николаевна Погонина, педагог-психолог, бывшая заведующая детским садом №31

 

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 74 75 76 77 78