12 января 2018

Кризис семи лет: преодолеем вместе

Кризис - это не беда или болезнь, а вполне закономерный этап развития любого ребенка

Кризис семи лет: преодолеем вместе

 «Жизнь - как зебра» — часто приходится слышать нам. Все мы проходим белые и черные полосы. Согласитесь, как сложно всё-таки устроен человек, вечные внутренние противоречия, поиск места в жизни, преодоление комплексов или страхов. Ведь всё это начинается ещё с детства. Иногда мы, взрослые, отмахиваемся от детских проблем, не понимаем или не хотим замечать, какая буря кипит в их детских душах. Порой, мы видим только внешнюю сторону, вот ребенок позволяет себе дерзко разговаривать с родителями, он паясничает, идет на открытый конфликт. А давай попробуем понять или заглянуть чуть глубже, для чего он так делает? Что за этим кроется? В раннем возрасте у малыша закладывается и формируется очень многое, и кто как не вы – любимые и близкие родители, сможете помочь своему чаду справиться и переступить следующую ступень возрастного периода или кризиса. Если у вас в семье ребенок переживает возрастной кризис, кроме терпения попробуйте запастись и багажом знания о вашем ребенке. А именно ваше внимание хотелось бы обратить на возрастной кризис 7 лет.

Кризис - это не беда или болезнь, а вполне закономерный этап развития любого ребенка. Этот период совпадает с переходом ребенка из детского сада в школу, и это получение нового социального статуса, ребенок становится школьником. «Я - первоклассник? А это значит у меня новые обязанности и права, другой распорядок дня, и много времени останется после занятий в школе?». Такие мысли возникают в светлых головках. Ребенок в этот период начинает чувствовать себя почти взрослым и начинает видеть причины переживаний и следствия своих поступков. В ребенке формируется социальное «Я», если ранее его поступки были чаще только для себя и зависели от его желания, то теперь он задумывается и осознает, что может быть полезен для общества. Он хочет самостоятельно принимать самостоятельные решения, ему уже сложнее навязать собственное мнение. Вашему сыну или дочке в этот период предъявляется много требований и дома и в школе, которым они отчаянно сопротивляются. Мы с вами порой поступаем так же, когда в нашу жизнь вторгаются новые условия работы, перемены в семье, что – то непривычное нам. Но, спустя некоторое время привыкаем, находим даже плюсы в изменённых условиях. А наши дети пока не имеют жизненного опыта, поэтому для них это сложнее и им требуется больше времени и усилий. Ребенок начинает смотреть на мир по новому, а взрослые относиться к нему как к неразумному малышу. Из-за этого не совпадения и рождается внутренний кризис, который начинается активно проявляться в поведении ребенка. Прежде всего, в отрицании всего и вся. Дети отрицают и идут на протест при любых просьбах взрослых, не согласны бывают с самыми банальными вещами. Как следствие, из уст отпрыска всё чаще звучат слова «не хочу» и «не буду». Так же признаками кризиса можно считать появление, каких либо страхов, агрессивное поведение и упрямство.

Чем мы можем помочь ребенку в этот кризис:

1. Старайтесь меньше опекать ребенка и ограничивать свободу своему сыну или дочки, ваша забота должна проявляться не в тотальном управление, а в контроле и осторожном направлении.

2. Маме и папе важно научиться слушать и слышать своего ребенка без критики. Пусть делится с вами историями, в которых есть элементы фантастики, делится тем, что ему интересно и важно.

3. Нельзя применять ни морального и ни физического насилия к своему чаду. Унизительное поведение может сформировать в вашем ребенке низкую самооценку, как следствие, неуверенность в своих поступках и действиях.

4. Следует интересоваться и учитывать мнением вашего ребенка, например, когда вы совершаете покупки или планируете отдых. Даже в таком раннем возрасте вы можете показать, как формируется и на что расходуется семейный бюджет. Это поможет понять ценность денег, и в дальнейшем, в подростковом возрасте у него не возникнет желания требовать у вас деньги.

5. Поддерживайте ребенка, у него новый коллектив, новые авторитетные взрослые, например, классный руководитель или другие преподаватели. Когда он возвращается домой после школы, не начинайте с критических допросов, попробуйте сформировать у ребенка правильную мотивацию к обучению, ведь без ошибок вряд ли получиться проучиться все 11 лет. Лучше не ругать ребенка за первые промахи, а показать, что вы способны помочь ему избежать ошибок и исправить, если они уже произошли.

6. Важно чтобы ребенок понимал, что у него появились обязанности не только учебные, но и домашние, например, вымыть посуду за собой после еды, разложить свои вещи на место, ухаживать за домашними животными. Эти обязанности должны быть важные, но не утомляющими вашего ребенка, пусть вы вместе с ребенком, учитывая его мнение на семейном совете решите, кто и что делает по дому. Не спешите переделывать, критиковать работу вашего ребенка. Оцените его труд, похвалите, и только в конце дайте совет, как сделать ещё на чуточку лучше.

7. Не спешите принимать участие в любых делах ребенка, посмотрите, если он сам справляется и прилагает усилия в каком либо деле и делает первые ошибки, у него формируется свой опыт. Стоит ли бежать к нему на помощь, когда он может это сделать сам и не просит вашей помощи? Задумайтесь, зачем ему самому одеваться, есть, делать свой выбор? Как он сам научиться, если рядом всегда вы, всё исправляете, всё переделываете за него?

8. Привыкайте ребенку давать больше свободных действий, и часть ответственности перекладывайте на него. Кроме того, у вашего чада в этот период появляется огромное желание познавать всё новое. Помогите ему утолить интеллектуальный голод. В этом ему помогут энциклопедии, книги, контролируемый доступ к компьютеру, посещение кружков и секций, экскурсии и путешествия, так же помогут преодолеть все возможные препятствия кризиса 7 лет.

психолог.jpg

Клинический психолог, педагог-психолог, первой квалификационной категории МБОУ «Школа № 70»

Патронова Светлана Сергеевна.

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 74 75 76 77 78