9 апреля 2014

Игумен Лука (Степанов) о бого- и блогослужении

О своей новой книге, о социальных сетях и о том, чего должны опасаться верующие люди в интернете, побеседовал с нашим корреспондентом игумен Лука

Иван Крестьянинов |
Игумен Лука (Степанов) о бого- и блогослужении
О своей новой книге «Интернет - улов. Ответы священника на вопросы в социальных мрежах», о социальных сетях и о том, чего должны опасаться верующие люди в интернете, игумен Лука побеседовал с корреспондентом «Малой Родины».

7 апреля 2014 года в здании филологического факультета Рязанского государственного университета прошла презентация книги игумена Луки (Степанова) «Интернет-улов. Ответы священника на вопросы в социальных мрежах».

Отец Лука – известный в Рязани священнослужитель, заведующий кафедрой теологии РГУ им. Есенина, настоятель Спасо-Преображенского монастыря в Пронске, ведущий нескольких программ на местном телевидении и автор трех книг.

До выхода книги «Интернет-улов. Ответы священника на вопросы в социальных мрежах» у отца Луки уже были опубликованы книги «На пару ласковых» и «Что не ясно, родной». Все книги сделаны в формате «вопрос-ответ». Материалом для нескольких изданий послужила очень активная работа игумена в СМИ. В нескольких изданиях батюшка ведет рубрики, где отвечает на вопросы о вере.

В своей новой книге игумен опубликовал ответы на вопросы, которые задавали ему в социальных сетях.


– Где задавались вопросы, вошедшие в книгу?

– Некоторое время я отвечал на вопросы в проекте «Батюшка онлайн», но в книгу в своей основе вошли вопросы из группы «ВКонтакте» «Православие † Ορθόδοξη Εκκλησία» (около 90 тыс. подписчиков, - прим. ред.). Связано это с тем, что участие в проекте «Батюшки онлайн» требует постоянного присутствия в этом самом «онлайн», а у меня, к сожалению, часто не бывает времени сидеть в интернете. А в группе же «Православие» люди зачастую присылали мне вопросы в личные сообщения, и я через некоторое время им отвечал.


– Почему появилась необходимость перенести это общение в формат книги? Ну, осталось бы это там, в интернете на ветках форумов?

– Вы знаете, эта книга направлена на людей, которые не сидят на православных сайтах. Те, кто в них зашли и отметились – это те самые рыбки, которые некоторым образом попались в мрежи интернета, попались в сети проповеди. Потому что ответы священника, конечно, имеют целью обращение людей ко Христу. А вопросы, которые задают в социальных сетях, очень остры и актуальны для широкого круга людей, особенно для молодежи, которая находится вне храма. Поэтому и появилась идея как-то скомпоновать мои ответы в одно издание.


– В интернете у некоторых людей появляются «крылья» и у многих возникает чувство вседозволенности. Вероятно, приходилось общаться с провокаторами. Какие вопросы они задают, и как вы им отвечаете?

– Да, бывают и такие. Но мы никак их не поддерживаем. Если видно, что человек не безнадежен, а это у него просто такой сарказм, или видно, что у него любопытство неподдельное, то можно и поддержать какое-то словестное пикирование. От этого бывают иногда плоды. Конечно, часто бывает, что люди  предстают в провокационных вопросах зачастую явно убежденные в каком-то ложном утверждении, и у них задача переубедить или посмеяться. Это довольно легко отслеживается. Для подобных случаев всегда есть возможность заблокировать их, чтобы не возвращаться к общению с человеком, который злоупотребляет твоим доверием. 


– Кто вам в основном задает вопросы в социальных сетях? Сколько обычно человек обращается в день?

В день обращается больше десяти человек. В основном это люди в возрасте от 20 до 40 лет. Тот возраст, когда у людей только устраивается жизнь. Представителей более старшего поколения не очень много, да и те, если появляются, то, скорее всего, поучить, нежели поучиться.

NfHI-SQzwdA.jpg

– Что вы можете сказать по поводу качества вопросов? Есть отличие от тех, которые вам задают лично, в храме?

– Здесь, конечно, люди смелее. Впрочем, схожесть в том, что и в интернете зачастую пишут о каких-то проблемах  и горестях. Когда человеку хорошо, то ему ничего и не нужно зачастую. Потом, этот эффект отсутствия личного общения делает людей в интернете смелее и откровеннее. Немало таких вопросов, которые вызваны духом совопросничества: «А что вы скажете? А что скажу вам я?»… Для кого-то общение со священником может стать этакой разминкой для ума. Люди разные встречаются. Но много и тех, кто искренне хочет услышать совет и напутствие. Вот именно к таким мы и обращаемся.


– Отец Лука, а как интернет помогает священнику в развитии религии?

–  У нас часто возникает вопрос: «А как подойти к сердцу, как войти в дом человека? Как привлечь его внимание?» И интернет в этом, безусловно, помогает и приносит на блюдечке с голубой каёмочкой, серебристой каёмочкой твоего монитора. Вот, пожалуйста, тебе человек со всем его вниманием, со всеми его проблемами и тебе не надо даже до него далеко ехать, как мы часто уезжаем в тюремные края, едем в интернаты, в больницы, где людям тяжело и где склонны услышать слово о Христе. А тут не надо никуда ехать! интернет, конечно, гиперактивное средство коммуникации. Другое дело – те, кто уже давно находится в Сети, привыкли к тому, что там много профанации и нередко, обращаясь ко мне, люди задают вопрос: «А вы правда священник? А вы не прикидываетесь?» И тут нет возможности дать пощупать бороду и сказать: «Дерни!» Но, тем не менее, как способ коммуникации нельзя не замечать интернет. Его действие ценят, и это заметил и Святейший Патриарх Кирилл, который благословил, к примеру, такой проект, как «Батюшки онлайн».


– Возникает вопрос по поводу блога Кураева. Насколько правильно вести священнику диалог с помощью блогов, ведь тот скандал, который мог нанести сильный удар по репутации РПЦ, отчасти произошел именно из-за того, что информация была выложена в социальных сетях?

– Добро, недобро сделанное, не есть добро. Поэтому известные на всю Россию блогеры от церкви зачастую только большую смуту несут в церковь, чем благодати. Поэтому убежденные блогеры в своем «блогослужении» очень опасны. Надо быть здравомыслящим и не допускать никакому «душку» отвлечь тебя от церкви. Думаю, что не каждому священнику нужно вести миссионерскую деятельность в Сети, не каждому это дано. 

  

– А как должен вести себя священник в интернете?

– В этом случае увеличивается ответственность священника. Когда он общедоступен, его разумное слово имеет гораздо большую пользу, нежели при нахождении только в храме. Но далеко не у всех есть навык поддержания богословских бесед, не у всех есть осторожность в высказываниях. Я бы никакому священнику не взялся бы запретить и никакому не взялся бы предписать вести работу в интернете. Если это получается и от этого добрые плоды, то почему нет…


– Для себя насколько важной вы считаете работу в социальных сетях?

– Я на «Батюшках онлайн», наверное, самый «неонлайновый» батюшка. Потому что захожу, бывает, раз в неделю и отвечаю на все вопросы «оптом». Простите, если это кого-то огорчает, но для себя я не вижу это служение главным, все-таки основное для меня – богослужения, исполнение своих обязанностей на кафедре теологии, работа в средствах массовой информации. Это считаю для себя важнее, чем мое присутствие в интернете, но, тем не менее,  чувствую в этом исполнение определенного долга.


– А как вы посоветуете себя вести верующим людям в интернете?

– Я бы сказал, как сталкеру на Зоне, где нужно идти только по тропинкам благонадежным, опасаясь отойти в сторону, ибо, еще не имея духовного вкуса, можно легко получить вред для своей души, вступая в общение с оккультистами, сектантами, сумасшедшими, ультраправыми и т.д. Поэтому верующему человеку нужно иметь большую осмотрительность на просторах интернета. Если даже в храме у людей могут возникнуть какие-то проблемы, то что говорить про Всемирную паутину. 


Беседовал Иван Крестьянинов

фото: Антоний Тополов

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 38 39 40 41 42 ... 78