Жена да убоится мужа
"Жена да убоится своего мужа" - эти слова апостола Павла из Послания к Ефесянам очень часто вызывают у женщин недоумение и даже возмущение, а у мужчин - определённую гордость и чувство превосходства.
Большинство жён, услышав эти слова, удивляются: почему христианство словами первоверховного апостола заповедует нам бояться своих супругов? А как же любовь и взаимоуважение? Разве на страхе можно построить крепкую семью? А мужья - чаще всего не самые «добросовестные» - ещё любят подлить масла в огонь: мол, тебе сам Бог велел меня слушаться и повиноваться, бойся - это я в доме хозяин, как скажу, так и будет. Такое нередко можно услышать от неверующих супругов тех женщин, которые только начинают ходить в храм. И сразу же возникает праведное возмущение: что же это за принижение женщин? Неужели ещё со времён Евы Бог «не может простить» жён, «старается принизить» их и дать мужчинам больше власти? Ну а дальше в своём гневе можно перейти уже на весь мужской род, Бога и Церковь.
Говорить и рассуждать о конфликтах, которые способна породить эта фраза в семье, на самом деле можно долго. А сказать необходимо только одно: читайте первоисточник. Как известно, отдельная фраза, вырванная из контекста, способна полностью поменять свой первоначальный смысл в зависимости от толкователя. Конкретно эти слова - вовсе не полное предложение, а лишь вторая часть 33 стиха из 5-й главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Полностью она звучит так: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». А если посмотреть ещё на несколько стихов выше, то можно очень многое почерпнуть о том, как апостол Павел советовал супругам-христианам строить отношения в семье: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё...» (глава 5, стихи 22-25).
- Это апостольское чтение не зря читается во время Таинства Венчания, - поясняет священник Димитрий ФЕТИСОВ, ключарь Николо-Ямского храма Рязани. - Это фактически руководство для супругов, вступающих в брак. Под словом «убоится» нужно понимать не просто страх, а скорее благоговение, почитание, боязнь обидеть, проявить неуважение. В то же время, обращаясь к мужу, апостол Павел говорит, что женщина - это «хрустальный сосуд», который мужчина должен беречь и к которому должен относиться с любовью.
Конечно, христианство устанавливает в семье определённый патриархат - муж однозначно ставится на позицию главы семьи, а жена должна ему повиноваться. Но и здесь не стоит сразу говорить о несправедливости по отношению к женщинам и скорее бросаться на борьбу за равноправие. Христианский патриархат вовсе не говорит о тирании в семье, когда мужчина, как господин, возлежит на диване, а жена хлопочет вокруг, исполняя все его желания.
- Мы говорим здесь в первую очередь об ответственности супругов, - уточняет отец Димитрий, - о том, кто должен взять на себя обязанность принимать все важные и ответственные решения. Библия говорит нам, что это должен сделать муж - как глава, «патриарх». Но не стукнув кулаком по столу - «я так решил!» - а посоветовавшись сперва со всеми членами семьи, а лучше ещё и с духовником. Более того, в каких-то ситуациях у супруги должно быть право вето, потому что есть в семейной жизни вопросы, в которых женщины по природе своей разбираются лучше. Например, материнство - это более чуткое понятие, чем отцовство. Муж же должен полностью брать на себя ответственность за всех членов своей семьи и за всё, что происходит с ними. На самом деле православный патриархат - это понятие очень гармоничное, интересное, но которое, к сожалению, часто неправильно трактуется.
Поэтому уж если вспоминать в своей семье эту фразу апостола Павла, то только в полном контексте, обращаясь одновременно к мужу и жене. А ещё лучше вспомнить слова этого же апостола из Первого Послания к Коринфянам: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...» (глава 13, стихи 4-5, и дальше). Руководствуясь этими словами, супруги смогут, преодолев многие недопонимания и разногласия, жить в мире и гармонии, показывая взаимоуважением и взаимной любовью пример настоящей христианской семьи своим детям и внукам.
Светлана Исаева