Христианская этика
Что делать, если видишь «соринку в чужом глазу»? Как в этом случае поступить христианину: обличить или промолчать? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
О том, что «соринки» окружающих всегда видны гораздо лучше, чем наши собственные «брёвна», известно давно. И нет в этом ничего удивительного: чужие недостатки заметнее и сильнее бросаются в глаза. И чужие грехи со стороны тоже увидеть проще. Христос словами Евангелия учит, что «если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердить всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник или мытарь» (Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 15-17). Другими словами, настоящий христианин, увидев явно неправильное поведение близкого или знакомого человека, обязан указать ему на этот недостаток и указывать до тех пор, пока человек не исправится?
- В идеале, конечно, да, - отвечает священник Кирилл Власов, клирик Крестовоздвиженского храма в Дашково - Песочне. - Ведь, действительно, со стороны-то всё видно гораздо лучше. Представим, что я совершаю определённый поступок и по каким-то причинам не знаю, что это грех, - всякое бывает! Хотел бы я, как истинный христианин, чтобы мне в этом случае указали на этот недостаток и тем самым не дали совершить или продолжать совершать грех? Безусловно, да.
И тут снова вспоминается фраза про «соринки» и «брёвна»: мы с лёгкостью видим недостатки других, а свои собственные замечаем с трудом. А это как обоюдоострый нож: можно помочь и указать на недостаток другому человеку, а можно начать буквально выискивать «соринки» в поведении и поступках окружающих. В том же Евангелии от Матфея есть отрывок, из которого и было взято это крылатое выражение: «Как скажешь брату твоему: «Дай я выну сучок из глаза твоего», а в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 4-5).
- Совершенно ясно, что указывать на недостатки другого человека нужно очень аккуратно, деликатно, с огромной любовью, - поясняет священник Кирилл Власов. - Но, к сожалению, в силу нашей собственной греховности деликатно и с любовью мы это делать практически не умеем. Другими словами, забываем как раз прежде вынуть бревно из своего глаза, а с удовольствием бросаемся спасать ближних. И то, что должно было бы быть христианской заботой о брате, становится банальным осуждением, то есть уже нашим собственным грехом.
Можем ли мы, положа руку на сердце, заглянув внутрь себя, сказать честно: «Да, я могу указать своему ближнему на его грех с любовью, достаточной деликатностью, не обидев и не скатившись при этом в осуждение»? Лично я в себе таких сил не чувствую, хотя желание сказать кому-то из окружающих: «Ну что же ты делаешь? Это же неправильно, так нельзя!» возникает довольно часто. И, признаться, позиция христианского эгоизма мне ближе: следить нужно в первую очередь за собой, за своим поведением, своими «брёвнами». Забыть в какой-то мере об окружающих, их недостатках и проступках. Это в том числе помогает справиться со многими недоумениями, которые возникают у людей относительно спорных церковных вопросов вроде: «А почему у патриарха такие часы?» или «Почему этот священник ездит на дорогой машине?». Ведь и часы, и машина - это личные отношения с Богом другого конкретного человека.
Как могут они повлиять на наши отношения с Богом? Могут ли чужие поступки меня как христианина приблизить к Богу или удалить от Него? Нет. Только моё собственное поведение определяет, ближе я становлюсь к Господу или иду в противоположную сторону. И если об этом помнить постоянно, то вся ненужная мишура сама собой постепенно отсеется.
И ещё об одном, мне кажется, нужно помнить всегда: каждый отдельный христианин формирует облик всей Церкви. Ведь, глядя на нас, наши пока ещё «нецерковные» родственники, друзья и просто окружающие люди делают выводы о том, что такое христианство и каков Христос. Каждый наш шаг, каждое слово оцениваются ими как поведение в первую очередь члена Церкви. И наша задача - очень внимательно следить за всеми своими поступками, искренне, без лицемерия следовать христианским заповедям. И тогда сама наша жизнь для кого-то, возможно, станет невербальной проповедью и поводом изменить свою собственную жизнь.
Светлана Исаева
«Панорама города» № 34 - 23 августа 2017 г.