Дети в храме
В христианстве мы часто называем детей ангелами — за их чистоту и искренность. И в то же время именно в храме со стороны верующих людей можно нередко встретить неприязнь по отношению к детям.
С определённой периодичностью я слышу от собратьев по служению, что к ним обращаются прихожане с просьбой или даже требованием повлиять на детей в храмах. Картина везде почти сходная: малыши не очень-то хотят стоять всё богослужение по стойке смирно и чинно ждать окончания службы. По большей части они стараются куда-то сбежать, а если их удерживают в храме, то переминаются с ноги на ногу или громко задают интересующие их вопросы. Многим людям такое поведение кажется неблагопристойным и мешающим молитве. А уж сколько осуждающих взглядов может получить мама с внезапно заплакавшим ребёнком (или — что ещё «хуже» — детьми), иногда и представить трудно. Впору бежать без оглядки из храма и больше никогда туда не заходить, особенно с малышом.
Я, признаться, абсолютно согласен, что недопустимо сбивать подсвечники на пути к причастию, но потерпеть поведение детей, которым по определению свойственна непоседливость, всё же в наших силах. Мы, как последователи Христа, должны применять на практике одну из заповедей Священного Писания: «Носите бремена (т. е. тяготы) друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Послание апостола Павла к галатам, глава 6, стих 2). Если мы считаем себя христианами, то стараемся по возможности соблюдать заповедь Господа о любви к ближним и нести тяготы наших коллег, друзей, родственников. Но ведь когда дети (а ведь и они — наши ближние) в храме начинают вести себя как дети, неужели нельзя их потерпеть? Неужели настолько нестерпим тот факт, что дети, в сущности, ведут себя нормально для своего возраста? Сразу вспоминается фраза Митрополита Антония Сурожского: «Если бы Вы действительно молились — они бы Вам не мешали».
Вообще, задача православных родителей в деле духовного воспитания детей довольно простая: никто не требует, чтобы все наши чада стали священниками или монахами. Наша задача — чтобы дети чувствовали себя в храме комфортно. Не как в детском игровом центре, где можно находящегося рядом малыша побить поролоновым пуфиком и с победным кличем попрыгать на батуте. Нет, в храме радость и комфорт несколько иного плана, и, прежде чем научить этой тихой радости наших детей, мы сами должны ощущать светлый церковный уют. Процесс привыкания к храму как одной из важных составляющих жизни не должен ограничиваться лишь посещением по воскресным дням литургий. Говорите со своими детьми о службах, о храмовых правилах, о красоте пения и икон. Не отвечайте на многочисленные детские «почему?» односложно и скучно. И особенно нельзя произносить «не знаю» или «потому что, и точка». Детям нужен ответ, ясность, и лучшее объяснение для них — понятное и простое. А если сами не знаете ответа, то наилучшим вариантом будет предложить: «Давай разберёмся в этом вместе». И ребёнок увидит, что и вам в церкви интересно. Он поймёт, что папе и маме храм и служба приносят радость и умиротворение. Пусть дети почувствуют любовь, Божественную любовь, которой Христос учит всех нас уже две тысячи лет.
Ну а если вы вдруг оказались тем самым прихожанином, которого раздражает ребёнок, — что ж, и в этом тоже можно при желании найти плюсы. Ведь обнаруженный в себе недостаток может пойти нам на пользу как повод потрудиться над собой и заняться своим (а не в коем случае не чужим!) духовным воспитанием. Не стоит при всех указывать маме расшалившегося в храме малыша на его недостойное поведение. Поверьте: она скорее всего и сама всё прекрасно понимает, и ей сейчас очень несладко. Хотите дать дельный совет — сделайте это деликатно и наедине. Заметили откровенное хулиганство — тихо укажите на него маме, если она сама не видит, а уже мама будет воспитывать своё чадо. А вот отроку (то есть ребёнку старше семи лет) вполне можно сделать соответствующее замечание (если под угрозой действительно оказались подсвечники, иконы или другие прихожане). Но без злости и раздражения, а доброжелательно и строго.
Будем терпеливы и благосклонны к детям, как своим, так и чужим. Не будем ругаться на них, если они в ответственный момент богослужения вдруг громким шёпотом позовут нас на улицу. Им вообще свойственна определённая подвижность и непоседливость. И не будем противоречить Христу, Который в Евангелии всем сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне».
Священник Павел Коньков, руководитель молодёжного отдела Рязанской епархии