Когда начинать причащать детей
Для чего причащать младенцев, если они всё равно ничего не понимают? Может быть, стоит дождаться сознательного возраста и уже тогда привести ребёнка на первое причастие?
В последнее время в нашем храме очень много детей. На воскресной литургии очередь на причастие растягивается почти на весь (хоть и небольшой) храм. И всё это маленькие прихожане разных возрастов — от младенцев, сладко спящих на родительских руках, до младших школьников, шёпотом выясняющих друг у друга «кто последний» и «почему ты руки не сложил, как положено?». А чем чаще ходишь в храм, тем больше запоминаешь всех прихожан, в том числе и маленьких. Поэтому когда даже в такой довольно большой компании детей появляется новичок, невольно обращаешь на это внимание. Обычно приходят молодые родители с новорождённым на руках. Они волнуются, беспокоятся, чтобы не сделать что-то лишнее, неправильное, с огромной торжественностью причащают дитя — и больше, к сожалению, на службе не появляются. Конечно, вполне вероятно, что начинают ходить в какой-то другой храм, — хочется на это надеяться. Но, к сожалению, опыт общения со многими молодыми родителями показывает, что обычно такое торжественное причащение младенца — первое после недавнего крещения, а на ближайшие несколько лет, к сожалению, и единственное.
— Нам вчера после крещения батюшка велел обязательно причастить ребёночка, — поделилась со мной одна мама. — И вот мы пришли. Наверное, чтобы благодать подольше держалась и сыночка защищала.
О том, что крещение вовсе не чудодейственный обряд, защищающий от сглаза, а таинство, после которого ребёнок становится членом Церкви, эта мама не подумала. Как и о том, что последующее причастие не способ «продлить благодать», а приобщение ребёнка, хоть и совсем маленького, к церковной жизни и буквально соединение его с Богом.
Конечно, так думают отнюдь не все, и многие понимают значение и смысл таинства Евхаристии (то есть причастия). Но при этом считают, что младенцы ещё совсем маленькие, всё равно ничего не понимают. Кроме того, они считаются безгрешными (младенцем ребёнок считается до семи лет, и в это время он действительно считается не поддающимся греху), а значит, и «очищаться» в таинствах исповеди и причастия им, как взрослым, не нужно. А вот исполнится ребёнку семь лет, вот тогда... Но тогда, к сожалению, может оказаться уже поздно.
— В святоотеческой литературе есть история-притча о том, как мать трёхлетнего ребёнка спросила у старца: «Как мне освящать (то есть приобщать к духовной жизни) своего сына?» А старец ответил ей: «Уже поздно, нужно было начинать это делать ещё в утробе». И это действительно так — рассказывает протоиерей Владимир Игнатов, ключарь Христорождественского кафедрального собора Рязани. — Да, младенцы действительно ничего не понимают. И причащаем мы их — «во оставление грехов и в Жизнь Вечную» — не по их собственной вере, а по вере их родителей. Из Евангелия мы знаем много примеров того, как Господь совершал чудеса по вере других людей. Это, например, исцеление расслабленного, которого друзья спустили ко Христу через крышу дома. По их вере, Он и исцелил этого человека. А наша родительская вера помогает с раннего детства заронить в душу ребёнка семена, которые в будущем помогут ему уже более-менее сознательно бороться с грехами, а во взрослом возрасте, пережив, как и все, кризис веры, с наименьшими потерями для души вернуться в лоно Церкви.
Кроме того, чем раньше и чаще ребёнок начинает бывать в храме, тем быстрее он привыкает, и храм становится для него местом привычным и спокойным. С другой стороны, совершенно очевидно, что ребёнок, которого впервые привели в храм, а тем более на исповедь и причастие, уже в более взрослом и сознательном возрасте, может повести себя в церкви совершенно неожиданно: заплакать, устроить скандал и отказаться участвовать в таинствах. Хотя как раз неожиданного здесь ничего нет. Незнакомая обстановка, много чужих людей, скучно, да ещё и «страшный дядя» с громким голосом что-то в рот хочет влить — может, горькое лекарство; может, ещё что-то ужасное. Ребёнок начинает вести себя адекватно со своей точки зрения и неадекватно с родительской — впадать в истерику и панику. Чтобы этого не допускать, нужно с самого малого возраста регулярно — не раз в год и даже не раз в полгода, а ежемесячно или чаще — приходить с ним в храм. Не поддаваться соблазну поспать подольше в воскресенье или отложить всё на более взрослый возраст — когда «будет проще». Потому что проще не будет. И если мы хотим, чтобы наш ребёнок чувствовал себя в храме хорошо и спокойно, как те дети, которые в длинной очереди к причастию спрашивают: «Кто последний?», то и привести его в храм нужно как можно раньше, чтобы не было поздно и мучительно трудно.
Светлана Исаева