Вера и комфорт
Может ли христианин стремиться к комфорту - в повседневной жизни или на богослужении в храме? Что происходит, когда понятие «удобство» в вере становится для человека одним из основополагающих?
Несколько лет назад у нас в храме были прихожане - семейная пара с ребёнком. Они приходили почти на все богослужения, причём неизменно с сыном - тогда дошкольником, но вдруг неожиданно пропали. Некоторое время спустя мы встретились на прогулке в парке, и на мой вопрос, почему они перестали приходить, Оля (так звали маму) ответила: «Нам у вас в храме слишком комфортно». А дело в том, что при храме, куда мы ходили, была довольно большая трапезная, где во время службы могли находиться дети. Для родителей это было удобно: можно было прийти с дошкольниками и младшими школьниками не к самому причастию, а к началу службы, оставить их рисовать и играть в трапезной, а самим спокойно стоять в храме и молиться. Я и сама так часто делала, поэтому ответ Оли меня удивил.
- Понимаешь, - объяснила она, - сыну там, конечно, очень хорошо: он занят делом, не бегает по храму, не мешает никому. Но он уже не такой маленький, пора ему понемногу приучаться к молитве и богослужению, а не получается: не хочет он с нами стоять в храме, пока остальные дети играют. Ну, мы и решили ходить пока в другой храм, где не так удобно и где сыну нет соблазна увильнуть от службы, а нам - упростить себе жизнь.
Конечно, с одной стороны, хорошо, когда в храме мы чувствуем себя комфортно, когда есть куда повесить верхнюю одежду, положить лишние вещи, присесть ненадолго, если устали ноги. Всё это удобно и в какой-то мере помогает поменьше думать о внешних обстоятельствах, отвлекающих от богослужения и молитвы. Но, с другой стороны, слишком привыкнув к такому комфорту, чувствуешь опасность чересчур расслабиться. Вот «наше место» у иконы, где мы всегда стоим, вот «наш стульчик», на котором можно посидеть, подсвечник, с которого надо вовремя снимать огарки свечей, - всё привычно, отработано, ничто внешнее вроде не мешает.
В этот момент можно посидеть, в другой - перекреститься, и мы как-то незаметно переключаемся мысленно на погоду за окном, на слишком яркую юбку (или вообще - брюки!) соседней девушки, на забытый на плите суп. Не всегда, но так бывает. Удивительно, но одинаково трудно молиться и когда неудобный ботинок жмёт ногу, и когда вокруг всё идеально комфортно. В первом случае нужно преодолеть внешние обстоятельства, во втором - внутренние, духовные.
Многие, наверное, замечали, что когда в нашей жизни всё хорошо, то духовная жизнь как-то понемногу сходит на нет. Все здоровы, на работе всё хорошо, дети учатся нормально, с мужем отношения в порядке. Мы не волнуемся, не беспокоимся, и пропадает необходимость постоянно обращаться к Богу с просьбами помочь тут, исправить там... И вот вместо литургии утром мы уже решаем немного поспать. Выходной же в конце концов, один раз можно! А вместо вечерних молитв интереснее посмотреть популярное шоу или почитать детектив. Мы забываем, что духовная жизнь - это вовсе не постоянное вымаливание у Бога решения наших проблем и что обращаться к Нему нужно не только в трудностях, а постоянно, в том числе с благодарностью за спокойно прожитый день. Комфорт расслабляет нас, и порой, чтобы вернуть человека в духовный тонус, Господу приходится посылать нам какие-то испытания и неприятности.
Единственный способ здесь - насильно выходить из такой зоны комфорта, как Оля из истории вначале. Наверняка ей было неудобно привыкать ходить в новый храм, тем более с маленьким ребёнком, приучать его к службам. Это и есть отказ от привычного комфорта. Она вовремя почувствовала свою леность, необходимость вопреки собственному удобству позаботиться о своевременной духовной жизни для своего ребёнка.
Христианство, да, наверное, и любая религия, в принципе «некомфортно» для человека. Необходимо постоянно совершенствовать себя, делать в основном не то, что хочется, а то, что нужно: отказаться от удовольствий, заставить себя не раздражаться на людей, первым просить прощения. Всё это, конечно, трудно и неудобно. Поэтому порой мы даже должны быть благодарны внешним не очень приятным обстоятельствам, которые буквально заставляют нас отказаться от удобства и задуматься о главном - о Боге и душе.
Светлана Исаева