Об иконах
Иконы есть в доме у каждого православного христианина. В домашнем молитвенном уголке мы читаем утреннее и вечернее правило, акафисты, каноны или просто обращаемся со словами благодарности или прошений к Богу.
Традиция почитания изображения Господа, Богородицы и святых подвижников появилась примерно в III-IV веках, а первые иконописные образы ещё раньше. Например, апостол и евангелист Лука, который был ещё и художником, писал прижизненные «портреты» Богоматери, которые теперь известны как Владимирский образ, Корсунский, Одигитрия и многие другие. Но вместе с почитанием икон начинается и период иконоборчества. Противники иконописных изображений утверждали, что это язычество и идолопоклонство, и образы тогда сжигались и подвергались поруганию. Седьмой Вселенский собор, прошедший в 787 году в Никее, установил догмат об иконопочитании, и с тех пор изображения Бога и святых прочно вошли в обиход и православных христиан, и католиков.
Но по-прежнему остаётся много вопросов, связанных с этой традицией.
Мы выбрали самые распространённые, так сказать «бытовые», и попросили помочь в них разобраться священника Кирилла Власова — клирика Крестовоздвиженского храма в микрорайоне Дашково-Песочня.
Не является ли традиция иконопочитания идолопоклонством?
— Среди христиан противники почитания святых образов остаются до сих пор. Это, например, многие протестанты, которые называют эту традицию идолопоклонством. Действительно, если неправильно понимать этот догмат, установленный VII Вселенским собором, то очень легко впасть в язычество. Мы именно почитаем образы, а не поклоняемся им (или «доске и краскам», как утверждают противники). Это можно сравнить с фотографией близкого нам человека, с которым мы находимся в разлуке. Чтобы лучше представить в памяти его образ, мы смотрим на фото, но мысленно обращаемся не к бумаге, а именно к самому человеку.
В этом же ключе неправильно говорить: «Какой иконе поставить свечу?» и «Какой иконе молиться, чтобы исполнилась моя просьба?». Мы ставим свечу не иконе и не молимся ей. Молимся мы Богу и обращаемся к святому и их почитаем. Да, через некоторые иконописные образы Господь по нашей немощи являет нам особую благодать и помощь, но чудо происходит не от доски, а от Божией силы, которая действует через икону.
Сколько икон должно быть в доме у верующего человека?
— У каждого христианина в доме есть иконы, а сколько их будет — одна или десять — решать человеку. Но есть некоторые общие рекомендации. Например, традиционно хорошо иметь дома изображение Спасителя — нашего Господа, к Которому мы чаще всего обращаемся в своих молитвах. Также неплохо, если есть икона Богородицы — это может быть несколько образов или один, который наиболее вам близок. Можно поставить рядом иконы святых покровителей вашей семьи, ангела-хра- нителя или образы, которые особенно вами почитаются. Главное — помнить, что размер и количество икон никак не определяют нашу реальную духовную жизнь и развитие.
Где в доме нужно держать иконы?
— У наших предков была благочестивая традиция ставить иконы в «красный угол», — в каждой комнате это центральное место, которое в первую очередь бросается в глаза. У многих сейчас там стоит телевизор или компьютер. Но если человек верующий, то стоит освободить его под иконы. Хорошо иметь икону в спальне — для молитв утром и вечером, а также на кухне — чтобы молиться перед едой. Можно рядом с иконой повесить или поставить лампаду. Это тоже можно назвать проявлением нашего уважения к Богу и святому, а кроме того, наличие лампады помогает настроиться на молитвенный лад.
Что делать, если икона пришла в негодность?
— Иконы нельзя выбрасывать — это будет поруганием изображения Бога или святого. Раньше иконы писали только на доске и специальными красками, и они долго сохранялись и не портились. Но если такой образ по какой-то причине пострадал, то его можно отдать на реставрацию иконописцу. Простые бумажные иконы, которых сейчас гораздо больше, можно сжечь, например на даче, и пепел развеять в месте, которое также не будет поругаемо. Либо можно принести в храм, и там их утилизируют правильным образом.
Самое главное — не проявлять по отношению к иконам языческих чувств и понимать, что главное для нас — это Бог и именно Он является источником милостей и благ, которые могут быть явлены нам через святые образы.
Светлана Исаева