Конферансье из электрички
Синяя куртка с капюшоном, оранжевая кепка, за спиной – внушительный рюкзак. В густой рыжеватой бороде кроется добрая улыбка, глаза за толстыми линзами очков лукаво прищурены.
Серия «Необычные люди Рязани»: Григорий Кольцов
- Денечек добренький, пассажиры! Как обычно, вам предлагается в дорогу свежий номер газеты! В ней вы можете узнать самые последние новости. Позвольте познакомить вас с материалами выпуска!
Синяя куртка с капюшоном, оранжевая кепка, за спиной – внушительный рюкзак. В густой рыжеватой бороде кроется добрая улыбка, глаза за толстыми линзами очков лукаво прищурены. Ни дать, ни взять – типичный «ботаник-очкарик», из тех, кто любит ездить с гитарами и палатками на фестивали любителей авторской песни. Во внешности моего собеседника есть что-то, напоминающее Шевчука, и, вместе с тем – вечного студента Шурика из «Операции «Ы».
Это – Григорий Кольцов, рязанский фотограф, видеолюбитель, «Главпешеход» и, без преувеличения, патриарх продажи газет в электричках.
Григория знает пол-Рязани. Он – своеобразный бренд, чей харизматический образ сразу возникает в головах у тысяч рязанцев при словосочетании «вагонный распространитель прессы». Кольцов – поистине «народный продавец», общительный, с искрометным чувством юмора, легко завязывающий знакомства среди постоянных покупателей.
Прогуливаясь с Григорием по Астраханке, я отметил любопытную деталь. Практически на каждом углу к нам то и дело подходили самые разные люди. И, приветливо улыбаясь, спешили пожать руку герою нашей статьи:
- Здравствуй, Гриша! Что нового в газетах пишут? Что-то ты пропал, не видно в последнее время. А без тебя уже и поездка – не поездка, и вагон – не вагон.
- Кто все эти люди? – Интересуюсь у Кольцова по ходу нашего диалога, и он обстоятельно отвечает, мол, первый – электрик, самоучка-изобретатель, второй – генерал-«афганец» на пенсии, третий – священник. Всех их знаю по электричкам, там ведь кого только не встретишь, столько попадается интересных личностей с причудливыми судьбами!
Экстремальное ремесло
Сейчас Григорию Кольцову 45 лет. 16 из них он провел, занимаясь «вагонной» торговлей прессы.
Оказывается, эта работа – одна из самых экстремальных. За годы, проведенные в электричках, с Кольцовым чего только не случалось! Было дело - нападали хулиганы с ножом, приходилось утихомиривать толпу футбольных фанатов, в другой раз вагон попал под «обстрел» школьников, прицельно швырявших камни с железнодорожной насыпи. Осколками разбившихся стекол ранило пассажиров, Григорий вызывал «Скорую».
А все начиналось в далеком 1991 году. Именно тогда юный слесарь Гриша, трудившийся в цеху Приборного завода, впервые решил попробовать свои силы на стезе продавца прессы.
- Сначала я стоял с пачкой газет у проходной завода. Потом, по совету знакомых ребят, устроил газетно-торговый «рейд» по электричке. – Рассказывает Григорий. – В первый раз, конечно, было немного боязно. Все-таки в вагоне сидят разные люди, зайти и обратить на себя внимание сможет не каждый. Тут нужно уметь не лезть за словом в карман, быть бойким, уметь реагировать на общее настроение толпы. По сути, продавец в вагоне – это мини-конферансье, расхваливающий во всеуслышание достоинства своего товара. Сначала я слегка стеснялся, потом привык. Правда, в самую первую поездку от волнения я перепутал станции, и вышел на другой платформе. Пришлось в темноте блуждать по проселочным дорогам, пробираясь в сторону Рязани.
Миллион километров Кольцова
В «лихих девяностых» газеты в электричках расхватывали, словно горячие пирожки в базарный день. Оно и немудрено – ситуация в стране была нестабильная, телеканалов – по пальцам перечесть, а об Интернете простые рязанцы знали лишь понаслышке. Где еще взять информацию? Конечно, в газете! Народ жаждал свежих новостей, и эту потребность с лихвой удовлетворяли бумажные СМИ.
В ту эпоху в рязанских электричках трудилось свыше 2-х десятков продавцов прессы. А сейчас Григорий знает лишь 5 коллег по цеху. Все остальные сменили профиль.
- Кстати, среди торговцев газетами всегда встречались очень интересные люди. То ли профессия накладывает отпечаток, то ли в этот бизнес уже приходят люди с определенной «жилкой». – Делится наблюдениями Кольцов. – Например, один из коллег, который начинал со мной еще в 1991 году, был студентом-медиком. Торговал очень лихо, всегда была постоянная клиентура. А сейчас он – один из лучших хирургов в Кардиодиспансере. Другой знакомый продавец газет, внезапно разбогатев, уже в конце 2000-х годов купил черный «Мерседес». Но не смог отказаться от любимого занятия – ведь работа распространителя газет прессы дает особое, волшебное чувство живого общения – и продолжил работать, приезжая на вокзал на «Мерсе», паркуя его и отправляясь по вагонам с пачкой газет.
Что же касается Кольцова, то он один из первых ввел в обиход фирменную «изюминку» - обращение к пассажирам. До этого продавцы просто ходили по вагонам, а Григорий изобрел визитку-спич, начинающуюся со слов «Денечек добренький!». По этому обращению его начали узнавать. После вступления Кольцов обычно вкратце знакомит пассажиров с содержанием свежего номера, превращаясь в своего рода лектора-политинформатора. Скучающая публика оживляется, сыплются вопросы, касающиеся злободневных новостей Рязанщины, Григорий бойко на них отвечает, распространяя прессу. И вагон превращается в подобие избы-читальни, где долго не смолкают дискуссии, а десятки пассажиров дружно шелестят газетными страницами.
Миллион километров – примерно такую дистанцию прокатался Кольцов в электричках за все годы в роли «смотрителя вагона-читальни».
Среди направлений, по которым он ездил, Сасовское, Александро-Невское, Ряжское. Но самое «хлебное» и выгодное для продавцов прессы, это, конечно же, Московское направление:
- Там ездят самые начитанные и интеллигентные пассажиры. – Признается Григорий. – Пресса идет нарасхват!
Но в последние годы, к сожалению, народ в электричках покупает прессу все меньше. Кольцов рассказывает, что раньше ему приходилось бегать по вагонам с двумя тяжеленными баулами, битком набитыми газетами. Их общий вес доходил до
А еще Григорий Кольцов – гражданский активист и «Главпешеход», единственный и неповторимый борец за права пешеходов Рязани. Но это – совсем другая история. Продолжение следует…