28 мая 2015

Загадка старинной картины

«Малая Родина» публикует любопытный материал, присланный в редакцию сотрудником Егорьевского историко-художественного музея Галиной Ивановной Черкасовой

Галина Черкасова |
Загадка старинной картины

«Малая Родина» публикует любопытный материал, присланный в редакцию сотрудником Егорьевского историко-художественного музея Галиной Ивановной Черкасовой. Напомним, что в свое время Егорьевск являлся частью Рязанской губернии, пока в результате административной реформы не отошел к Московской области.

 

Реставрация произведений живописи порой служит поводом для масштабного исследования, результатом которого подчас становятся как маленькие находки, так и большие открытия. За семилетнюю историю сотрудничества Егорьевского историко-художественного музея с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР) было сделано немало таких интересных открытий, которые позволили сотрудникам музея взглянуть на некоторые из экспонатов по-новому.

Ярким примером такого исследовательского труда в работе реставраторов является история реставрации картины неизвестного художника XIX века из собрания основателя Егорьевского музея – текстильного фабриканта, мецената и коллекционера Михаила Бардыгина. 



С этого холста из коллекции Бардыгина все и началось


До поступления на реставрацию картина числилась в музейной коллекции живописи как портрет младенца Иоанна VI Антоновича. Этот император вошел в историю как «русская железная маска». Одно только упоминание о нем в свое время считалось преступлением. Имя Иоанна VI Антоновича правящая династия Романовых постаралась не просто забыть, а напрочь вычеркнуть из истории. Именно поэтому до наших дней сохранилось так мало портретов и гравюр с изображением этого многострадального императора.


Многострадальный император

Сохранившиеся до наших дней портреты Иоанна Антоновича

 

Когда реставраторам из Москвы стало известно, что в коллекции Егорьевского музея есть такой редкий портрет, то они сразу вызвались восстановить это полотно. Перед началом реставрационных работ специалисты исследовали произведение с помощью современной аппаратуры в инфракрасном свете. Тогда и выяснился еще один интересный факт.

 

Под слоем краски оказалось другое изображение


Картина находилась в плачевном состоянии. Лак сильно потемнел и помутнел, отчего качество изображения пострадало. Фон композиции не прочитывался. Кроме того, стало понятно, что картина уже подвергалась реставрации, но достаточно грубой. А главное, обнаружились многочисленные записи, особенно, в районе головы. То есть голову младенца еще один неизвестный художник позже «переписал», изменив черты лица и придав ему сходство с младенцем Иоанном.


Но и на этом сюрпризы не закончились. Начались поиски оригинала, с которого наш художник рисовал портрет. То, что это копия с какой-нибудь картины, практически не было сомнений. Ведь, как правило, подобные самодеятельные художники работали следующим образом: брали за основу какую-нибудь картину и рисовали с нее копию. Но это не было простым, механическим копированием. В процессе работы такие художники обязательно привносили свою нотку. К тому же они не были связаны условностями академической школы, поэтому присущая им особая манера письма только добавляла очарования.

 

Итак, поиски оригинала начались, и вскоре он был найден. Оказалось, что портрет наш автор сделал с портрета императора Александра I в младенчестве работы придворного живописца Павла I Жана Луи Вуаля. 



За образец своей картины неизвестный художник взял портрет Александра I


Этот француз довольно долгое время жил и работал в России. По композиции картина нашего художника один в один повторяет композиционное решение на оригинале Вуаля. 



Одинаковыми оказались даже детали на картине


Это та же поза ребенка, сидящего на роскошной бархатной подушке, обшитой серебристой бахромой, тот же взмах детский ручек с зажатой в одной из них погремушкой; и даже чуть спущенный с одного плечика рукав детской кружевной рубашки – все один в один. Единственное «но» - черты лица не очень похожи. Это стало понятно, когда реставраторы расчистили записи на голове ребенка. Но это тоже легко объяснить. Поскольку автор картины был непрофессиональным художником, и, скорее всего, просто не справился с задачей добиться идеального портретного сходства.

 

Вот таким мистическим образом, соединились на этом портрете образы двух российских самодержцев. 



Портреты Иоанна Антоновича и Александра I


С одной стороны, это император Александр I – триумфатор Отечественной войны 1812 года, победитель Наполеона, любимец всей Европы. С другой стороны – загадочный страдалец Иоанн, проживший очень короткую, полную лишений и несправедливости жизнь, которая к тому же так трагически оборвалась.

 

Но все-таки есть то, что объединяет двух таких разных правителей Российской Империи. Дело в том, что они были очень почитаемы в народе.


Но если время правления Александра I связано с одной из самых блистательных страниц в истории России, то имя Иоанна VI Антоновича, наоборот, связано с печальным периодом в истории нашей страны - речь идет об «эпохе дворцовых переворотов». А особенно драматично на фоне несложившихся жизней исторических персонажей того времени выглядит судьба Ивана VI Антоновича.

 

Царствованию в России Иоанна VI было отведено мало времени - год. С ноября 1740 до ноября 1741 гг. Иоанн Антонович родился в 1740 году. Он был сыном племянницы Анны Иоанновны, бездетной императрицы, после смерти которой Иоанн в возрасте всего нескольких месяцев стал императором Российской державы. Анна Иоанновна назначила правителем до совершеннолетия Иоанна своего фаворита - Бирона. Но через месяц тот был арестован и выслан в Сибирь. Тогда место регента малолетнего императора занимает его мать Анна Леопольдовна Брауншвейг-Бевернская.



Молодой император Иоанн VI со своей матерью Анной Леопольдовной

 

Анна Леопольдовна была заботливой матерью, трепетной «наседкой» своего гнезда, но что делать с данной ей властью она плохо себе представляла. Когда же в 1741 году у неё родилась ещё и дочь Екатерина, то женщина совсем забросила государственные дела. Вот так, полностью погруженная в заботы о детях, она и встретила ночь на 25 ноября 1741 года. Этой ночью великая княжна Елизавета Петровна совершила переворот. Анну Леопольдовну с семьей, даже не дав им одеться, увезли из дворца. С тех пор они мучились в ссылке то в Риге, то в Ораниенбурге, то в Холмогорах.

Когда Иоанну исполнилось 4 года, его отделили от семьи. С этого времени он томился в заключении в разных тюрьмах. Последние годы своей жизни он провел в Шлиссельбургской крепости. 


8.jpg

Иван VI кисти современного художника С.Сюхина


Тайна его заключения здесь была такова, что даже сам комендант не знал, что за таинственный узник содержится в одной из камер. Но, несмотря секретность, за это время было несколько попыток освободить Иоанна Антоновича. Последняя, предпринятая подпоручиком Василием Мировичем, служившим караульным в Шлиссельбургской крепости, обернулась гибелью Ивана Антоновича.


Мирович вместе со своими солдатами пытался взять крепость штурмом. Но, он не знал, что охрана Иоанна Антоновича получила распоряжение самой Екатерины II, в случае чего, убить заключенного. И когда охранники поняли, что не смогут сдержать натиска людей Мировича, они выполнили приказ императрицы. Иоанн был убит. Это произошло 5 июля 1764 года.


Тело несчастного Императора Российского погребли прямо в Шлиссельбургской крепости, чтобы скрыть следы этого страшного преступления. О месте его захоронения до сегодняшних дней точных сведений нет.


Мученическая кончина Иоанна VI стала, пожалуй, самым прискорбным и мрачным событием в истории династии Романовых.

 

9.jpg

Портрет младенца Иоанна Антоновича


Надо сказать, что портрет буквально наполнен различными интересными деталями, каждая из которых глубоко символична. Очевидно, что на подобных портретах просто не может быть ни одного случайного предмета. Все на этой картине призвано указывать на то, что перед нами - наследник императорского престола. Младенец на портрете, как на императорском троне, восседает на роскошной бархатной подушке, обшитой дорогой серебристой бахромой. У его ног лежит роза с лепестками нежного оттенка. Этот райский цветок являлся символом христианской чистоты. На подушке позади будущего императора лежит голубая муаровая лента с прикрепленным к ней Орденом Святого Андрея Первозванного. 


10.jpg

Орден Святого Андрея Первозванного - высшая государственная награда Российской империи 


Это первый по времени учреждения российский орден и высшая государственная награда Российской империи до 1917 года. Орден к тому же являлся династическим отличием Российской империи. Это значило, что  каждый родившийся в императорской семье мальчик становился кавалером ордена при крещении, получая голубую ленту и знаки ордена по факту своего рождения.

 


Эту игрушку Анна Иоанновна заказала специально для любимого внука


Детская погремушка в руке у царственного младенца на портрете заслуживает особого внимания. Дело в том, что это не простая игрушка, а вещь драгоценная, статусная, уникальная. Эту «побрякушку» (а так раньше в России называли погремушку) изготовил кремлевский мастер-ювелир, создатель первой российской императорской короны Самсон Ларионов лично по заказу Анны Иоанновны в 1740 г. Год ее изготовления наводит на мысль, что заказана она была императрицей специально для новорожденного сына своей племянницы Анны Леопольдовны, т.е. для  Иоанна, который родился в этом же 1740 году.


В дальнейшем, «побрякушка» стала носить «переходящий» характер, развлекая исключительно мальчиков, рожденных в семье правящего императора по прямой нисходящей линии.

 

Царская игрушка в руках ребенка указывает на его высокую роль в будущем, когда эту игрушку заменят более важные регалии государственной власти - скипетр и держава.


Сейчас эту драгоценную погремушку можно увидеть в одной из витрин исторического зала Алмазного фонда Московского Кремля.

 

Надо добавить, что эта погремушка была любопытной конструкции, поскольку совмещалась со свистком. Но вряд ли эта «статусная» погремушка была безопасной для детей. Сделанная из тяжелого золота, с острыми гранями, она могла травмировать ребенка. Кроме того, она была просто опасна для жизни детей, которые все тащат в рот, так как вся была усыпана драгоценными камнями: алмазами, рубинами и изумрудами. Ведь выпавший камень, попавший в рот младенца, мог наделать много бед. Наверняка, для повседневных игр у царских детей имелись более безопасные погремушки, а этой, статусной, они «гремели» в торжественной обстановке каких-либо церемониальных действ или во время позирования для подобных парадных портретов.

 

Сегодня, благодаря стараниям реставраторов, этот портрет украшает один из залов экспозиции Егорьевского музея. И не просто украшает, а продолжает интриговать. Потому что окончательного ответа на вопрос, кто же все-таки изображен на портрете: младенец Александр или младенец Иоанн, специалисты так и не решились дать. Но это и хорошо, т. к. остается повод продолжать исследования этой темы. И может быть, когда-нибудь мы разгадаем загадку старинного портрета.

 

Черкасова Г.И., зав. сектором учета ЕИХМ


Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78