18 марта 2014

Старорязанские клады

Обнаруженные на Старой Рязани сокровища представляют собой самое крупное собрание ювелирных изделий древнерусского периода

Александр Потапов |
Старорязанские клады

ЧУДЕСНАЯ НАХОДКА


Восемь мальчишек из села Кутуково, что лежало непода­лёку от бывшей столицы Ря­занского княжества, 25 апре­ля 1673 года выгнали стадо на большой луг, который при­вольно раскинулся на бере­гу речушки Маричинки. Реч­ка считалась границей между угодьями кутуковского помещика Фёдора Ртищева и зем­лями помещика из соседнего села Устрань Елисея Житова. Когда стадо вброд перешло речушку и стало поднимать­ся на луг, одна из коров обру­шила с крутизны кусок земли, из-под которого вдруг выва­лился горшок и, ударившись о камень, раскололся. Из него на траву хлынул золотой и се­ребряный дождь.


Ребята, смотрите!—крик­нул Абрашка Сергеев.


Подростки тут же поспеши­ли на зов — и онемели от уви­денного, затем бросились со­бирать драгоценности, выры­вая их друг у друга.


Отдай, я первый эту золотинку нашёл!

А я первый взял!


И наконец, сокровища были собраны. Абрашка подобрал двенадцать брусков серебра и пять кусков золота, Терешка Иванов — четыре бруска се­ребра, кусок золота. Всего же, как говорили, приятели собра­ли 35 серебряных брусков и шесть кусков золота.


Сокровища мальчишки тай­ком передали родителям. Од­нако слухи о кладе дошли до приказчика Максимова. И тот пошёл по дворам да изъял у крестьян 29 брусков серебра около 5,5 килограмма общим весом и два куска витого зо­лота с лазоревыми камушка­ми, вкраплёнными в них. Мак­симов изъятое отправил Рти­щеву в Москву, правда, при­своив два бруска серебра. И неизвестно, куда последова­ли драгоценности в дальней­шем. Судя по всему, львиная доля найденного клада доста­лась Ртищеву, часть осталась у крестьян.

 Помещику Житову не досталось ничего, и тогда он отправил в Москву из­вет. Из столицы прибыли подьячий Приказа тайных дел Оловеников и столь­ник Бороздин и учинили с помощью стрельцов сыск. Крестьян из окрестных сёл допрашивали с пристра­стием: пороли и пытали. В конце концов, следствие и вовсе прекратили...


Оказалось, что местные крестьяне уже очень давно промышляли на староря­занском городище и тща­тельно прятали откопан­ные сокровища. В том же 1673 году в Старой Рязани обнаружили «погреб и вы­мяли многую великую каз­ну — серебро литое, и зо­лотые плиты, и цепи, и во­локи, и прутья золотые, и многую иную казну». Вероят­но, это был один из зарытых во время осады города тата­ро-монгольскими войсками в 1237 году княжеских кладов. Найденные сокровища разо­шлись по рукам. Кто бы знал, какое художественное достоя­ние земли Рязанской безвоз­вратно утрачено!..



КНЯЖЕСКИЕ БАРМЫ


В 1822 году Старая Рязань заставила вновь заговорить о себе, когда местные кресть­яне Яков Петров и Устин Ефи­мов со своим сыном «в шестой день июня», работая в поле, от­копали случайно кожаную по­луистлевшую суму, которая ве­сила целых 6 фунтов (пример­но 2,5 кг). Открыли суму — и ахнули! Оказывается, драго­ценный клад хранила в себе земля Старой Рязани: яшмо­вые кресты в золотой оправе, золотые пуговицы, украшения из чистого золота (кольца и серьги, подвески и цепочки, а кроме этого, перстни с драгоценными камнями). Самую большую ценность представ­ляли тринадцать золотых ме­дальонов, усыпанных драго­ценными камнями, — знаме­нитые княжеские бармы, ныне хранящиеся в Оружейной па­лате Московского кремля. На­до пояснить, что бармы явля­ют собой парадное оплечье, надеваемое поверх одежды в торжественных случаях. Мож­но представить, как сияло это великолепное ювелирное из­делие, украшая грудь рязан­ского князя: диаметр каждого из золотых медальонов — де­сять сантиметров, а драгоцен­ным камням — несть числа!


Крестьяне показали наход­ку помещику Шестакову, ко­торый передал сокровища ря­занскому губернатору князю А. А. Лобанову-Ростовскому. И в конце концов о кладе до­ложили императору Алексан­дру I. Царь пожаловал нашед­шим его крестьянам награду: Устин Ефимов и его сын по­лучили от него девять тысяч, Яков Петров — тысячу рублей по тем временам деньги пре­огромные.



ГОРОД-КЛАД

С годами Старая Рязань из­вестна стала всем как город- клад. Не раз экспедиции ар­хеологов на древнем городи­ще вели раскопки. В 1992 г. экспедиция В. Даркевича об­наружила золотой клад, в нём особую ценность представлял женский головной убор из чи­стого золота, выполненный с использованием разных видов старинной ювелирной тех­ники (скань, зернь, штам­повка, гравировка, перего­родчатая эмаль).


На Старорязанском го­родище в 1994 году экспе­диция снова вела раскоп­ки, и опять небезуспешно. Были найдены украшенные орнаментом складные ме­таллические весы, которые относятся к домонгольско­му периоду, — в целости и сохранности, хоть сейчас пользуйся! О высокой куль­туре рязанцев говорят об­рывки берестяной грамо­ты, обнаруженные архео­логической экспедицией в 1997 году, — значит, наши предки ещё до нашествия Батыя знали грамоту, уме ли читать и писать.

А в 2003 году на территории Старой Рязани археологи об­наружили ещё один клад, ко­торый впоследствии был вы­ставлен во дворце Олега. Бо­лее 120 ювелирных изделий и их фрагментов составили экс­позицию. В основном это жен­ские украшения: бусинки, по­золоченные пряжки, уникаль­ные колты-подвески, тончай­шие лучики которых скручены из серебряного листа и укра­шены крохотными проволоч­ными колечками с шариками внутри. Таких зернинок на из­делии — около пяти тысяч!


Летом 2005 года археологи обнаружили серебряный клад, который также относится к до­монгольскому периоду. При­чём специалисты считают его вторым по значимости среди обнаруженных в Старой Ряза­ни за последнее столетие.


И уж настоящей сенсацией летом прошедшего года стала находка археологической экс­педицией клада золотых и се­ребряных изделий, семнадца­того по счёту.


По общему мнению истори­ков, городище Старая Рязань имеет очень большое значе­ние для всей русской культу­ры, истории России. Обнару­женные в здешних местах со­кровища представляют собой самое крупное собрание юве­лирных изделий древнерус­ского периода. Полагают, что земля Старой Рязани хранит ещё не один десяток кладов. Ведь археологами исследова­на лишь малая часть террито­рии древнего города...


Александр Потапов ( "Панорама города" №11)

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 39 40 41 42 43 ... 78