Рязанский герой Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов был всесторонне одарённой личностью. Он прекрасно играл на рояле, сочинял музыку (до сих пор на концертах звучит его вальс), писал стихи, водевили и лёгкие светские комедии, успешно зарекомендовал себя на дипломатическом поприще, но прославился он как писатель одной книги — автор комедии «Горе от ума».
Александр Сергеевич Грибоедов был всесторонне одарённой личностью. Он прекрасно играл на рояле, сочинял музыку (до сих пор на концертах звучит его вальс), писал стихи, водевили и лёгкие светские комедии, успешно зарекомендовал себя на дипломатическом поприще, но прославился он как писатель одной книги — автор комедии «Горе от ума».
Трудная судьба комедии
Это произведение Грибоедов написал в 1822-1823 годах, но все хлопоты автора о его публикации сталкивались с препонами цензуры. Лишь в альманахе «Русская Талия на 1825 год», издаваемом Фаддеем Булгариным, были опубликованы отрывок из первого действия комедии и действие третье, урезанное, исправленное цензурой до неузнаваемости. Однако полный текст комедии распространялся по России в списках. Очевидно, ходили такие списки по рукам и в Рязани.
Впервые комедию «Горе от ума» опубликовали в Ревеле (Таллине) на немецком языке в 1831 году. На русском творение Грибоедова увидело свет в 1833 году в Москве, уже после смерти автора.
Обложка первого издания "Горе от ума"
Впервые отрывки из пьесы на сцене были поставлены в 1827 году в Ереване, в любительском спектакле. Тогда как серьёзные и профессиональные театры «Горе от ума» начали ставить с 1829 года — в отрывках, затем (с 1831 года) почти полностью, с цензурными урезками.
В нашем городе театр, один из первых в России, был создан в 1787 году. Назывался он Оперным домом. Для этого у въезда в город со стороны Москвы был построен деревянный дом в два этажа, со зрительным залом, служебными помещениями, где и стали ставить спектакли. Здесь трижды в неделю давали оперы и комедии. Зачастую в Оперном доме выступала крепостная балетная труппа местного помещика Григория Ржевского, которая впоследствии составила ядро балета Большого театра.
Усадьба Ржевского в Исадах
В 1862 году театр переехал в новое каменное здание на Соборной площади (сегодня здесь располагается Театр на Соборной). И именно на этой сцене были осуществлены постановки многих знаменитых произведений драматургии, в том числе и комедии «Горе от ума» Грибоедова.
Балетная труппа в Исадах
Надо сказать, что Григорий Павлович Ржевский был большим любителем театрального действа. И капиталы у него имелись. Денег этот ревностный обожатель Мельпомены на любимое дело не жалел. В начале XIX века он приобрёл усадьбу в старинном приокском селе Исады (ныне Спасского района), когда-то принадлежавшую прославленному роду Ляпуновых, который к тому времени угас. Ржевский носил звание действительного камергера, высоко ценил красоту в каких бы то ни было проявлениях, театральные постановки обожал, сам писал стихи. Свою любовь к театру помещик решил осуществить на деле и создал в Исадах балетную труппу из крепостных актрис.
При этом вполне вероятно, что исадский «просвещённый театрал» в обыденной жизни был обычным для того времени крепостником-самодуром. Исследователи полагают, что Александр Грибоедов именно о Ржевском писал в комедии «Горе от ума»:
Или вон тот ещё,
который для затей
На крепостной балет
согнал на многих фурах
От матерей, отцов
отторженных детей?!
Сам погружён умом
в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры
Распроданы поодиночке!!!
Грибоедов писал о «погружённом умом в Зефирах и в Амурах» владельце крепостного театра, имея в виду его занятия с актёрами, изображавшими в балете мифологические образы Зефиров (лёгких ветерков) и Амуров (древнеримских богов любви).
Судя по всему, крепостные балерины владели незаурядным мастерством, раз уж ими заинтересовались в российских столицах и дирекция императорских театров купила у Ржевского балетную труппу в составе 21 человека, заплатив за неё огромную сумму — 28 тысяч рублей. Москва аплодировала бывшим крепостным актрисам. Что же касается утверждения Грибоедова, что все они были «распроданы поодиночке», — очевидно, это художественный вымысел автора.
Конец балетного гнезда
Долгие годы на высоком берегу Оки в Исадах среди зелени красовались два усадебных дома, Белый и Красный. Их было видно ещё издалека с проплывающих по реке пароходов, и для капитанов судов здания служили своеобразным ориентиром. Краеведы утверждают: Белый дом — двухэтажное здание на высоком обрыве над Окой, с одноэтажной пристройкой, террасой — издавна принадлежал семейству Ляпуновых. Рядом с ним возвышался так называемый Красный дом, фасад которого украшал четырёхколонный портик с фронтоном. Окна дома были украшены декором, а стены выложены из красного кирпича и оштукатурены не были, что придавало строению своеобразный внешний облик и дало ему упомянутое выше название. Красный дом был построен в XVIII столетии. В нём располагались помещения для крепостных балерин Ржевского. Здесь же была устроена сцена, где давались спектакли и проводились репетиции.
Но, к сожалению, оба дома в Исадах до наших дней не сохранились: во времена советской власти их за ненадобностью разобрали. С течением лет забылось и имя одного из персонажей «Горя от ума», и лишь в великой комедии Грибоедова да в записках краеведов оживает память далёкого прошлого...
Александр Потапов
"Панорама города" № 13 - 1.04.2015