1 апреля 2015

Рязанский герой Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов был всесторонне одарённой личностью. Он прекрасно играл на рояле, сочинял музыку (до сих пор на концертах звучит его вальс), писал стихи, водевили и лёгкие светские комедии, успешно зарекомендовал себя на дипломатическом поприще, но прославился он как писатель одной книги — автор комедии «Горе от ума».

Александр Потапов |
Рязанский герой Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов был всесторонне одарённой личностью. Он прекрасно играл на рояле, сочинял музыку (до сих пор на концертах звучит его вальс), писал стихи, водевили и лёгкие светские комедии, успешно зарекомендовал себя на ди­пломатическом поприще, но прославился он как писатель одной книги — автор комедии «Горе от ума».

 

Трудная судьба комедии


Это произведение Грибо­едов написал в 1822-1823 го­дах, но все хлопоты автора о его публикации сталкивались с препонами цензуры. Лишь в альманахе «Русская Талия на 1825 год», издаваемом Фад­деем Булгариным, были опуб­ликованы отрывок из первого действия комедии и действие третье, урезанное, исправлен­ное цензурой до неузнавае­мости. Однако полный текст комедии распространялся по России в списках. Очевидно, ходили такие списки по рукам и в Рязани.


Впервые комедию «Горе от ума» опубликовали в Ревеле (Таллине) на немецком языке в 1831 году. На русском творе­ние Грибоедова увидело свет в 1833 году в Москве, уже по­сле смерти автора.


213-13.gif

Обложка первого издания "Горе от ума"


Впервые отрывки из пьесы на сцене были поставлены в 1827 году в Ереване, в люби­тельском спектакле. Тогда как серьёзные и профессиональ­ные театры «Горе от ума» на­чали ставить с 1829 года — в отрывках, затем (с 1831 года) почти полностью, с цензурны­ми урезками.


В нашем городе театр, один из первых в России, был со­здан в 1787 году. Назывался он Оперным домом. Для это­го у въезда в город со сторо­ны Москвы был построен де­ревянный дом в два этажа, со зрительным залом, служебны­ми помещениями, где и стали ставить спектакли. Здесь три­жды в неделю давали оперы и комедии. Зачастую в Опер­ном доме выступала крепост­ная балетная труппа местного помещика Григория Ржевско­го, которая впоследствии со­ставила ядро балета Большо­го театра.


дома-в-Исадах_.jpg

Усадьба Ржевского в Исадах


В 1862 году театр переехал в новое каменное здание на Соборной площади (сегодня здесь располагается Театр на Соборной). И именно на этой сцене были осуществлены по­становки многих знаменитых произведений драматургии, в том числе и комедии «Горе от ума» Грибоедова.


Балетная труппа в Исадах


Надо сказать, что Григорий Павлович Ржевский был боль­шим любителем театрально­го действа. И капиталы у него имелись. Денег этот ревност­ный обожатель Мельпомены на любимое дело не жалел. В начале XIX века он приобрёл усадьбу в старинном приокском селе Исады (ныне Спасского района), когда-то принадлежавшую прославленно­му роду Ляпуновых, который к тому времени угас. Ржевский носил звание действительно­го камергера, высоко ценил красоту в каких бы то ни было проявлениях, театральные по­становки обожал, сам писал стихи. Свою любовь к театру помещик решил осуществить на деле и создал в Исадах ба­летную труппу из крепостных актрис.


При этом вполне вероятно, что исадский «просвещённый театрал» в обыденной жизни был обычным для того време­ни крепостником-самодуром. Исследователи полагают, что Александр Грибоедов именно о Ржевском писал в комедии «Горе от ума»:


Или вон тот ещё,  

который для затей

На крепостной балет

согнал на многих фурах

От матерей, отцов

отторженных детей?!

Сам погружён умом

в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры

Распроданы поодиночке!!!


 Грибоедов писал о «погру­жённом умом в Зефирах и в Амурах» владельце крепостно­го театра, имея в виду его за­нятия с актёрами, изображав­шими в балете мифологиче­ские образы Зефиров (лёгких ветерков) и Амуров (древне­римских богов любви).


Судя по всему, крепостные балерины владели незауряд­ным мастерством, раз уж ими заинтересовались в россий­ских столицах и дирекция им­ператорских театров купила у Ржевского балетную труппу в составе 21 человека, запла­тив за неё огромную сумму — 28 тысяч рублей. Москва ап­лодировала бывшим крепост­ным актрисам. Что же касает­ся утверждения Грибоедова, что все они были «распрода­ны поодиночке», — очевидно, это художественный вымысел автора.


Конец балетного гнезда


Долгие годы на высоком бе­регу Оки в Исадах среди зе­лени красовались два усадеб­ных дома, Белый и Красный. Их было видно ещё издалека с проплывающих по реке па­роходов, и для капитанов су­дов здания служили своеоб­разным ориентиром. Краеве­ды утверждают: Белый дом — двухэтажное здание на высо­ком обрыве над Окой, с одно­этажной пристройкой, терра­сой — издавна принадлежал семейству Ляпуновых. Рядом с ним возвышался так назы­ваемый Красный дом, фасад которого украшал четырёхко­лонный портик с фронтоном. Окна дома были украшены де­кором, а стены выложены из красного кирпича и оштукату­рены не были, что придавало строению своеобразный вне­шний облик и дало ему упомя­нутое выше название. Красный дом был построен в XVIII сто­летии. В нём располагались помещения для крепостных балерин Ржевского. Здесь же была устроена сцена, где да­вались спектакли и проводи­лись репетиции.


Но, к сожалению, оба дома в Исадах до наших дней не со­хранились: во времена совет­ской власти их за ненадобно­стью разобрали. С течением лет забылось и имя одного из персонажей «Горя от ума», и лишь в великой комедии Гри­боедова да в записках крае­ведов оживает память далё­кого прошлого...


 

Александр Потапов

 "Панорама города" № 13 - 1.04.2015

 


 

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 37 38 39 40 41 ... 78