18 февраля 2015

"Пришельцы" из другого времени

Странные топонимы на карте Рязанской области - свидетельство пребывания иных народов на наших землях

Малая Родина |
"Пришельцы" из другого времени


- Этим летом занесло меня в ваши края - начальник откомандировал с деловым поручением, необходимо было объехать ряд деревень и поселков. Вообще-то я, по работе, побывал почти во всех регионах Центральной России. А вот на Рязанщину довелось отправиться впервые. - Рассказал на днях при встрече один знакомый москвич. - Ну, думаю, наконец-то увижу знаменитую рязанскую глубинку, про которую столько читал у Есенина и Паустовского. Съездил, посмотрел. Каковы были мои впечатления?

 

"Подозрительные" топонимы


- Скажу прямо: край мне ваш очень понравился - широта, раздолье, зеленые луга, а воздух - не надышишься! Много красивых и душевных мест - взять хоть Солотчу, озеро Ласковское или константиновские пейзажи... Только знаешь, меня несколько удивил один нюанс. Во многих районах Рязанской области сплошь и рядом попадаются весьма необычные названия населенных пунктов. Ведь у нас как: если на дороге путешествующего в дебрях ЦФО вдруг попадется деревенька, то она, как правило, именуется очень по-русски - например, Малиновка, Сосновка, Березовка. Либо тоже "по-нашенски", но с учетом влияния советсткой эпохи - Октябрьская, Чапаевка, Комсомольская. Это правило работает практически во всех областях, находящихся поблизости от Москвы. За исключением, что удивительно, Рязанского края, который повсеместно принято называть "сердцем земли Российской". Во многих районах вашей области то и дело попадаются странные, непривычные для уха топонимы. Например, Свестур, Ерахтур, Свинчус, Киструс и многие другие. Читая на атласе автопутешественника эти названия, невольно ловишь себя на мысли, будто попал куда-нибудь в Карелию. Или вообще находишься в ближнем зарубежье, где-нибудь в Прибалтике. И откуда у вас столько необычных топонимов расплодилось, а?

 

По холодным следам


Признаться, сперва и я не знал, что ответить моему знакомому. Вопрос он задал, что называется, в самое яблочко. Действительно, с чем связано происхождение этих и многих других непривычных для славянского уха географических наименований?

03.jpg

Названия некоторых рязанских топонимов появились благодаря финно-угорским племенам


За ответом на сей вопрос придется обратиться к краеведам. А они считают, что обилие странных топонимов на Рязанщине обосновывается тем фактом, что в древние времена в наших землях обитали совсем другие племена - с непривычной для нас культурой, обычаями, и весьма своеобразным языком.


Речь, как уже многие, наверное, догадались, идет о финно-уграх. Тысячу лет назад эти загадочные племена обитали на довольно обширных территориях современной России. Кто же они такие?


Финно-уграми величают этноязычную общность народов, живших на территориях Восточной европы и Урала еще со времен неолита. Современные историки делят всех древних финно-угров на несколько условных подгрупп: пермо-финскую, прибалто-финскую и волжско-финскую.


К первой подгруппе относятся коми, удмурты и бесермяне. Прибалто-финнами принято считать собственно финнов, ингерманладцев, эстонцев, карелов и вепсов. А волжскими финнами - мордву (эрзяне и мокшане) и марийцев.

 

Чудь начудила и мерь намеряла


В древности почти вся Мещера была населена представителями загадочного племени мордва. Славяне пришли сюда значительно позже. Активно продвигаясь с юга по рекам на парусных челнах вятичи ставили деревянные городки в "стратегических точках" - как правило, на высоких холмах, господствующих над окружающей местностью - чтобы было удобнее обороняться от противника. Любопытен тот факт, что колонизация новых земель проходила относительно мирно - без крупных кровопролитных сражений с большими жертвами. Славянские вожди обзаводились новыми территориями, в основном, за счет торговых сделок и договоренностей (например, путем брачных союзов) с лидерами местных финно-угорских племен. 


Еще один немаловажный фактор, повлиявший на геополитический расклад в нашем регионе заключался в том, что славяне были в культурно-техническом отношении гораздо более развиты. Постепенно, год за годом, век за веком, мордва и прочие племена были ассимилированы русоволосыми пришельцами с юга. А те общины, кто не захотел подчиниться культурному влиянию вятичей, были постепенно оттеснены в болотистую и лесную глушь, "заморозив" себя в развитии на долгие столетия...


05.jpg

Фантазия художника на тему древних поселений


Согласно одной из теорий, собирательным названием финно-угорских племен у русских людей было понятие "чудь". Отсюда и проистекает русское слово "чудной" - то есть человек, у которого все не так, как у обычных (с точки зрения наших предков) людей. Другая одежда, другие верования, другие обычаи, другие песни и поговорки. До сих пор во многих мещерских деревнях бытуют легенды о чуди, древнем народе: "а кто-то тут раньше жил, какие-то чуди-люди". Кстати, в романе популярного российского писателя Владимира Панова "Тайный город" чудью называют потомков давно исчезнувшей цивилизации.

 

Горячие угро-финские парни


Так или иначе, но уже к началу XIX-ого века большинство представителей древних мещерских племен было начисто ассимилировано великороссами. На местах бывших поселений финно-угров образовались деревни и села наших пра- (и еще много раз "пра") бабушек и дедушек. Вот только сами названия с финно-угорскими названия остались такими, какими и были в глубокую старину. Словно немые свидетели канувшей в Лету эпохи. Мы сейчас говорим, в первую очередь, о таких топонимах, как Пилис, Стубле, Киструс, Свинчус, Выжелес, Индрис, Курша, Чандрис и так далее.


Согласно уточненным данным современных исследователей, древние рязанские представители финно-угорской ветви относились к категории племен мещеры, мордвы, муромы и мери. Их основным занятием являлось скотоводство, земледелие, охота и бортничество (сбор меда диких пчел).


Что означали в древности эти странные для русского уха топонимы? Ответ на сей вопрос мы, наверное, никогда не узнаем...


Хотя очень интересно, что сами необычные топонимы характерны не для среднерусских земель, а для... Прибалтики! Многие путешественники из Литвы или Латвии, проезжая через Рязанщину, с удивлением видят на автомобильной карте столь знакомые для них названия, отпечатанные, правда, кириллицей. "Мы словно попали на родину!" - улыбаются прибалты и в недоумении разводят руками. Наверное, подобные чувства испытывают современные российские исследователи Латинской Америки, когда обнаруживают в заросшей джунглями долине городок под названием Солнцево, Березняки или Московская станица - эти населенные пункты еще в XIX-м веке основали эмигранты-старообрядцы, переселившиеся подальше от грозного Синода аж на другую половину земного шара.

 

Эти загадочные мишары


Кстати, кроме финно-угорских племен весьма значительную роль на формирование топонимов Рязанского края сыграл "татаро-монгольсеий фактор". В частности, мы говорим о так называемом феномене "лесных татар" - мишарей. Ведь именно в наших лесах сформировалась мишарская народность. В самом слове "Мещера" можно уловить взаимосвязь с названием этноса - "мишары". История мишар тесно переплетается со славянами и мордвой. Как известно, впервые Мещера (в качестве географической области) упоминается еще в 1298-м году, когда ею завладел татарский мурза Бахмет Усейнов, выбивший из здешних лесов другого знатного татарина - Махмета Осан-Уланова. Сын Бахмета Беклемиш, во крещении Михайло, поставил в Мещере Андреев городок, в нем соорудил церковь и с собой крестил многих татар. У Михайло был сын Федор, у Федора – Юрий. О последнем в летописях говорится, что он со своим полком участвовал в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского, где геройски погиб, сражаясь со своими же единоверцами-"мамаевцами". С тех пор там начинается правление так называемой династии "мещерских князей".


02.jpg

Национальные финно-угорские костюмы


Ко времени передачи Мещеры московским царем Василием Дмитриевичем хану Касыму в этих лесах уже сформировалась своеобразная татарско-мишарская этническая общность.


Любопытно, что именно из деревень мишарей исправно поставлялись крепкие юноши для службы в казачьих войсках. Забранных на службу в казаков, в отличие от остальных, называли городовыми казаками. В основном, московские власти использовали эту военную силу для охраны южной порубежной черты и охраны царских дипломатических миссий, отправляющихся с посольскими поручениями в Крым, Турцию, Ногайскую Орду...


"Мишарский" топонимический след на карте Рязанской области ярко отмечен такими названиями, как Ермишь, Шилокша, Вобша, Мокша, Шилово, Сарыклыч, Касимов и другими.


Сергей ДЕГТЯРЕВ

 

Наша справка:


Кто такие финно-угры? Некогда представители этого племени занимали обширную территорию в Северной Евразии. Они жили в лесах и занимались в основном охотой, собирательством, рыбной ловлей. Под давлением шедших с юга земледельческих и кочевых народов финно-угры утеряли значительную часть исконной территории, многие из финно-угорских народностей были ассимилированы. Сохранившиеся финно-угорские народности на протяжении многих столетий входили в состав государственных образований соседних народов (Золотой Орды, Сибирского ханства, России, Швеции). Исключение составили венгры (мадьяры), которые в IX веке переселились из Западной Сибири в степи Центральной Европы, где основали независимое государство. В XX веке независимые государства создали финны и эстонцы, большинство финно-угорских народов, живущих на территории Российской Федерации, получили автономные права.

 

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 37 38 39 40 41 ... 78