18 марта 2015

Основатель отечественной фармакологии

9 марта исполнилось 150 лет со дня рождения нашего земляка Николая Кравкова. Кроме того, что он является одним из создателей отечественной школы фармакологии, этот незаурядный учёный ярко проявил себя и в некоторых других сферах человеческой деятельности, о чём мало кому известно.

Евгений Данилин |
Основатель отечественной фармакологии

9 марта исполнилось 150 лет со дня рождения нашего земля­ка Николая Кравкова. Кроме того, что он является одним из со­здателей отечественной школы фармакологии, этот незауряд­ный учёный ярко проявил себя и в некоторых других сферах че­ловеческой деятельности, о чём мало кому известно.

 

 

Отчий дом

 

Мемориальная доска, кото­рая закреплена на стене шко­лы № 10 г. Рязани, информи­рует о том, что «в этом здании родился фармаколог, акаде­мик Николай Павлович Кравков (1865-1924)». Сейчас этот дом — памятник архитектуры XIX века. Старейшая его часть (правая половина со стороны улицы Ленина) была возведе­на в 1836 году как частнособ­ственническое владение.

 

В 1870-х годах дом выкупи­ли власти и произвели его пе­рестройку, в итоге здание при­обрело свой современный ар­хитектурный облик. В середи­не XIX столетия дом сдавался хозяевами в аренду для раз­мещения казённых учрежде­ний. Во флигеле, располагав­шемся во дворе, находились квартиры, в которых времен­но проживали служащие, и в том числе семья писаря унтер- офицера Павла Алексеевича Кравкова (1826-1910 гг.). Же­нат он был на Авдотье Иванов­не, калужской мещанке, вне­брачной дочери Константина Кавелина — известного отече­ственного историка, правове­да, социолога, одного из идео­логов русского либерализма в эпоху реформ Александра II. У пары 24 февраля (9 марта по нынешнему стилю) 1865 года родился шестой ребёнок, ко­торого назвали Николаем.

 

Реализованные таланты

 

 

Имя Николая Павловича, как одного из основателей отече­ственной фармакологии, во­шло в разные энциклопедии (ещё в 1904-1905 гг. вышло в свет его двухтомное исследо­вание «Основы фармаколо­гии»), Научная деятельность Николая Кравкова не ограни­чивалась одной фармакологи­ей. Обширные знания в обла­сти анатомии, биологии, пато­логии, физиологии, физики и химии, а также оригинальность мышления и навыки в постановке экспериментов позволяли ему охватывать все вопросы, его интересовавшие. А спектр его интересов был необычайно широк. Таланты этого учёного, воспитанника 1-й рязанской гимназии, Санкт-Петербургского университета, Военно-медицинской академии, настолько велики, что ярко проявились и в таких областях, которые можно соотнести с фармакологией лишь достаточно приблизительно.


Kravkov-book.jpg

Титульный лист первого издания книги Н. П. Кравкова «Основы фармакологии», 1904 г.


Например, в Первую мировую в ответ на применение ядовитых газов Германией Кравкова привлекли в качестве известного специалиста-химика для создания отечественного оружия подобного рода. И под Петроградом провели серию довольно успешных испытаний. И в советское время Н. Кравков занимался химическим оружием, помогая совершенствовать средства защиты от этого страшного способа убийства людей.


Но ещё до Первой мировой войны Николай Павлович про­славился тем, что разработал и даже смог эксперименталь­но внедрить неингаляционный наркоз в клиническую практи­ку. В качестве наркозного ве­щества он предложил препа­рат гедонал, перед этим убе­дившись на животных в его нетоксичности. И внутривенный гедоналовый наркоз впервые был успешно применён 7 де­кабря 1909 г. в клинике про­фессора С. П. Фёдорова. За рубежом этот метод обезбо­ливания так и назвали — «рус­ский наркоз».

 

Кроме того, биологические исследования Николая Крав­кова послужили основой для такой экзотической науки, как ангиология — учение о сосу­дах. А исследования Кравковым сосудов привели учёного к опытам по мумификации от­дельных органов, как живот­ных, так и человека, которые в начале 20-х годов прошлого века стали сенсацией и мно­гим современникам казались неправдоподобными. На этот счёт я хочу высказать личное мнение: до сих пор лежащее в Мавзолее тело Ленина никак не могло быть сохранено без научных данных и практиче­ских опытов Кравкова.

 

И наверняка Николай Пав­лович не только задумывался о способах продления челове­ческой жизни, но ещё и про­водил все необходимые опы­ты. Подтверждает это опубли­кованный научный труд учёно­го «Данные и перспективы по оживлению тканей умерших». Так что Николай Кравков имел самое непосредственное от­ношение и ещё к одному на­правлению в научных исследованиях— геронтологии, т. е. науке о старении организма и продлении жизни.

 

0506n5.jpg

Медаль им. Кравкова вручается за лучшие работы по фармакологии и токсикологии


С именем нашего выдающе­гося земляка принято связы­вать зарождение и такого на­правления в российской ме­дицине, как эндокринология. Под непосредственным руко­водством Николая Павловича был выделен гормон, названный самим Кравковым панкреотоксином. Пофармакологическим свойствам он оказался подобен инсулину, успешно применялся в нашей стране для лечения сахарного диабета. Причём в то время, когда о получении инсулина из поджелудочной железы канадскими исследователями Бантигом и Бестом не было ещё известно. Кравков за свои заслуги перед Отечеством стал посмертно в 1926 году первым лауреатом Ленинской премии (данная награда считалась в Советском Союзе самой престижной). В 1965 году (к 100-летнему юбилею учёного) Академия медицинских наук СССР учредила премию и специальную медаль имени Кравкова, которыми награждались и научные коллективы, и частные лица за исследования в физиологии и токсикологии.

 

Неугасшая память

 

Николай Кравков скончался 24 апреля 1924 года. Похоро­нен он был на кладбище Ново­девичьего монастыря Санкт- Петербурга. В 2009 году мне посчастливилось быть среди тех учителей и учеников ря­занской школы № 10 во гла­ве с её директором Любовью Губич, которые побывали на могиле знаменитого земляка и по мере возможности при­вели её в порядок.

 

Kravkov_memory.jpg
Мемориальная доска на бывшем здании Управления Рязанского губернского воинского начальника (Ленина, 29)


Хотелось бы отметить, что долгие годы активно популя­ризируют имя выдающегося учёного преподаватель шко­лы № 10 г. Рязани Светлана Березняговская и профессор Рязанского государственного медуниверситета Динара Узбекова. Благодаря Светлане Васильевне в её родной шко­ле был создан посвящённый семье Кравковых музей, а Ди­нара Галиевна написала кни­гу под названием «Кравковы: два поколения учёных из Ря­зани». Пользуясь случаем, со­общаю, что 20 марта в 11.00 в здании школы № 10 г. Рязани (ул. Ленина, 29) пройдёт кон­ференция «Кравковская вес­на», посвящённая 150-летию выдающегося учёного.

 

Евгений Данилин

 "Панорама города" № 11 - 18 марта 2015 г.

 

 

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 72 73 74 75 76 ... 78