8 мая 2015

Могла ли Куликовская битва произойти на территории Рязанской области?

Краевед Денис Шибаев собрал в один материал несколько версий, утверждающих, что знаменитая Куликовская битва проходила в Рязанской области

Денис Шибаев |
Могла ли Куликовская битва  произойти на территории Рязанской области?

Краевед Денис Шибаев собрал в один материал несколько версий, утверждающих, что знаменитая Куликовская битва проходила в Рязанской области.


Всегда был и будет вдохновляющим примером подвиг наших героических предков, не давших золотоордынскому мечу сразить Русь, произошедший на Куликовом поле в 14 веке. Как вы уже догадались, речь пойдёт о Куликовской битве (Мамаевом побоище) — битве между русским войском во главе с Московским князем Дмитрием Донским и войском темника Золотой Орды Мамая, состоявшейся 08 сентября 1380 года.

 

Идя на эту великую сечу, русские ратники ещё не знали, что Великий Московский князь Дмитрий Иванович получит за победу почётное прозвище-титул «Донской», а им самим вечно жить в былинах и сказаниях, в сердцах и доброй памяти потомков.

 

В данном сражении доблестные русские воины одержали безоговорочную победу над грозным врагом, разгромив войско Мамая и обратив татар в бегство с поля битвы.


РЯЗАНЦЫ В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ


 Несколько дней победители хоронили своих павших соратников и там (в поле), а знатных бояр и князей везли в Коломну, Москву, Серпухов в дубовых колодах (гробах). Погибших было много: 40 бояр московских, 20 бояр коломенских, 50 бояр суздальских, 60 бояр можайских и множество бояр из других русских земель. В этом печальном списке и 70 рязанских бояр (между прочим, больше всех!).


03.jpg


 

Дело в том, что, то ли вопреки воли Рязанского князя, то ли с его молчаливого согласия, но много рязанских бояр и воевод со своими дружинниками, оказывается, находились в войске князя Дмитрия. И более того, по некоторым источникам, рязанских воинов в Куликовской битве было даже больше, чем москвичей, и сражались они храбрее!

 

Кстати, Л.Н. Гумилев писал, что никак не уменьшая героизма русских на Куликовом поле, заметим, что немаловажным для победы оказалось отсутствие в битве литовского войска. Ягайло опоздал к битве всего на один дневной переход. И это было не случайно. Оказывается, Олег Рязанский, которого обвиняли в измене и предательстве по отношению к Дмитрию Московскому, с небольшим отрядом, искусно маневрируя, сумел задержать литовцев. Когда же литовцы преодолели препятствие Олега, битва уже закончилась. И тогда воины Ягайло, якобы, напали на русские обозы и перерезали раненых.

 

В учебниках истории говорится, что Куликовская битва произошла в 1380 году около Красного холма, сегодняшнего Куркинского района Тульской области. Но меня с недавнего времени неожиданно стали появляться версии, что на самом деле, эта битва могла состояться на территории Рязанской области, например, около Иваньковского Красного холма Михайловского района, либо около Свято-Дмитриевского мужского монастыря Скопинского района. И, к моему большому удивлению, оказалось, что эти мысли посетили не только меня...

 

ВЕРСИЯ МИХАЙЛОВСКИХ КРАЕВЕДОВ

 

Как поведал в своей книге «Сказание о земле Михайловской» бывший директор и основатель Михайловского исторического музея Юрий Васильевич Бучнев, ему много лет назад один очень уверенный в своей правоте человек, а по совместительству его дальний родственник, Николай Иванович Соколов, неоднократно рассказывал о своих догадках и предположениях о неких оставшихся памятниках той эпохи, которые заставляли его верить, что Куликовская битва на самом деле произошла на территории Михайловского района Рязанской области. Буквально напротив того Куликова поля, на правой стороне реки Проня.

 Загорелся этой идеей и краевед-журналист В.Ф. Зарубин и даже побывал там неоднократно вместе с Н.И. Соколовым. К сожалению, уже давно нет в живых ни того, ни другого. Однако эта версия не ушла навсегда! На протяжении многих лет её изучает страстно влюблённый в историческое прошлое, один из доброжелателей Михайловского исторического музея А.А. Харчевников, который в разное время передал в дар музею несколько интересных предметов, найденных им на старой помещичьей усадьбе в селе Иваньково.


Screenshot_25.jpg
Для увеличения нажмите на картинку


 Как утверждает Александр Андреевич Харчевников в своей статье «Куликовский вопрос. Версия краеведа», опубликованной в газете «Михайловские вести» от 02.04.2005 года, его со школьных лет не покидала мысль о том, что на самом деле эта битва могла состояться около Иваньковского Красного холма Михайловского района. За прошедшие годы каких только книг и художественных, и научных, он ни прочитал, посмотрел десятки фильмов, работал с древней литературой, тульское Куликово поле обошёл вдоль и поперёк, встречался с учёными, археологами, священнослужителями Сергиево-Троицкой Лавры, и уверенность его в иваньковском Красном холме только крепла и крепла.

 

Дело в том, что до сих пор следов побоища археологам на Куликовом поле в Тульской области найти так и не удалось, а попыток было сделано в этом направлении несметное множество, да и в литературных, летописных описаниях битвы: «Задонщина», «Летописной повести о Куликовской битве», «Сказании о Мамаевом побоище» и «Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича» очень много взаимоисключающих друг друга фактов, событий и мест, ведь все они были написаны десятки лет спустя после битвы, а первый список «Задонщины», увы, не сохранился.

 

Показателем в пользу иваньковской битвы служат находимые там до настоящего времени остатки (части) кольчуг, мечей, наконечников стрел и, наконец, большие братские могилы с останками воинов. Эти захоронения, расположенные беспорядочно, были случайно разрыты Харчевниковым А.А. в 1958 году, при строительстве дома, а местность, описанная летописцем, практически идентична иваньковской и впадение реки Ясменки в реку Проню тоже, что и реки Непрядвы в реку Дон. Да и названия Иваньково, Карачёво, Красный холм присутствуют на тульском Куликово поле, а лесной массив (Дубрава), где располагался засадный полк Дмитрия, действительно находился правее иваньковского Красного холма, в так называемом Круглове.

 

Возможно, кто-то умышленно имея на то свои причины, перенёс место битвы Дмитрия и Мамая на 35 км. от Иваньково. Только у иваньковцев всегда существовала лишь одна версия легенды, по ней князь Московский вторгся на территорию князя Рязанского Олега и в районе Иваньково разбил татарского хана Мамая, место ставки которого до сих пор носит название Красного холма, откуда видна вся окрестность. Битва произошла на реке Проне, а так как рядом находились земли, принадлежавшие князю Пронскому, Дмитрию уже никак нельзя было присвоить титул-прозвище по названию реки или деревни Иваньково, отчество у него было Иванович. Может поэтому церковный летописец, уничтожив первоначальную летопись, перенес битву на реку Дон, назвав Дмитрия Донским.

 

На месте битвы, в центре её, по местной легенде, князь Дмитрий в память о погибших воинах воздвиг храм, но место было выбрано неудачно и церковь по каким-то причинам ушла под землю, а место получило в народе название Провала. В 1957-1958 годы вокруг деревни Иваньково проводились изыскательские работы, то есть проводилось глубинное бурение, и именно в районе Провала была обнаружена подземная река с очень сильным течением, таким, что гнулись буры. Да и все попытки в более позднее время сделать в лощине у Провала пруд были безуспешными, вода уходила под землю.

 

Возможно, эта же участь когда-то постигла и храм. Но возникает вопрос: почему всё-таки он был сооружён в километре от деревни Иваньково в чистом поле? Да потому что именно здесь и сегодня находят остатки оружия — живые напоминания о той кровавой сече. Да и Провал лежит на старинном внуковском тракте, ведущем в Коломну, где Дмитрий собирал по летописному описанию войска на битву с Мамаем, а все битвы того времени разыгрывались именно на больших дорогах или около них. Ведь кругом стояли непроходимые леса и болота, поэтому Московский князь и повёл войско навстречу супостату по Внуковскому тракту.

 

В рассказах местных жителей всегда присутствует церковный крест, якобы, длительное время торчавший из земли в Провале, где с годами размытая трещина превратилась в небольшой овраг. Но интересно то, что рядом когда-то располагался перекрёсток дорог на деревни Иваньково, Внуково, Самодуровку, Самару, Конуры и на этом перекрёстке до 20-х годов прошлого века действительно стоял металлический крест, может, это тот самый с ушедшего под землю храма, но сведений о его дальнейшей судьбе собрать, увы, не удалось.

 

Сейчас есть много версий относительно Куликовской битвы, даже такая, выдвинутая академиками РАН Анатолием Тимофеевичем Фоменко и Глебом Владимировичем Носовским, что, возможно, данная битва произошла на территории нынешней Москвы. Спорить не будем, но и версия Михайловских краеведов имеет право на существование. Правда, чтобы доказать её правильность, нужны серьёзные дорогостоящие археологические раскопки.



ВЕРСИИ СКОПИНСКИХ КРАЕВЕДОВ

 

Но это ещё не всё! По исследованиям краеведов - бывших директоров Скопинского краеведческого музея Алексея Фёдоровича Крылова и Вячеслава Николаевича Егорова, именно территория Скопинского района Рязанской области вполне может в итоге оказаться настоящим местом легендарной битвы 1380 года.

 

В Скопинском районе Рязанской области существуют предания о том, что село Победное и поселок Побединка названы так потому, что недалеко от них Дмитрий Донской дал отдых войскам, чтобы отпраздновать победу над Ордой на Куликовом поле. С Куликовской битвой связаны также названия сёл Секирино (подробности чуть позже) и Чулково (по легенде, когда русские войска гнали Мамая, он, переправляясь через реку, в том месте свои чулки потерял). А село Дмитриево названо, якобы, по имени великого князя Московского. В этом же районе существует предание о связи названия села Вослебово с героем Куликовской битвы Андреем Ослябей.

 

Более того, в исторической литературе встречается несколько предположений  происхождения названия города Скопин. Одна из версий - от термина «скоп» (скопление) ратников, шедших на Куликово поле. Однако данная версия в научных кругах считается слишком наивной и всерьёз не рассматривается.

 

Очень интересная история упоминаемого выше села Секирино. Сейчас довольно трудно точно определить возраст села. Одно несомненно, история его возникновения накрепко связана с теми временами, когда Русь, набрав силу, готовилась к решительным битвам с Золотой Ордой. Неоднократно побывали тут летучие татарские отряды. Попало село и в полосу великого движения русских войск, шедших на битву к Куликову полю и с победой возвращавшихся обратно. С этим событием местные жители и связывают историю названия села. По одной из версий, якобы, здесь перед Куликовской битвой ковались секиры для русского войска. По другой - идя навстречу Мамаю в 1380 году, Дмитрий Донской выслал вперед небольшой отряд, который встретился с передовыми частями татар. Между ними произошла страшная сеча, в которой русские воины посекли татар. От слов «сеча» и «секли» и пошло название села. Ну, а третья версия ещё более смелая и интересная, по ней в районе сегодняшнего местонахождения Секирино и произошла легендарная Куликовская битва. Но все эти версии, к сожалению, не находят документальных подтверждений.


 Также достойна отдельного внимания история местных жителей о возникновении Свято-Дмитриевского Скопинского мужского монастыря, расположенного на левом берегу р. Вёрды, около села Дмитриево (до 1917 года монастырь входил в Ряжский уезд Рязанской губернии и назывался Дмитриево-Ряжским): «Дмитрий Иоаннович... прошедши сорок верст от поля Куликова, расположил войска на обширной возвышенной равнине, по правому берегу реки Вёрда, около Дмитриевской горы; а свой шатер поставил на самой горе. Здесь он праздновал победу и делал некоторые приготовления на случай неприязненных действий со стороны Олега Рязанского. На эту пору явились к нему рязанские бояре с выражением радостных чувств о победе над общим врагом и принесли ему хлеб-соль. Дмитрий Донской очень обрадован был, что устроилось междоусобие с рязанцами, принес благодарность Богу и приказал устроить на этой горе монастырь и церковь во имя своего ангела — Дмитрия Солунского». В некоторых вариантах данной легенды говорится, что князь-победитель где-то в районе нынешнего монастыря даже схоронил часть умерших от ран Московских ратников, а на братской могиле посадил сосну. Между прочим, в этом монастыре, вплоть до революции 1917 года хранилась как реликвия так называемая «Пересветова дубинка», якобы дорожный посох Александра Пересвета, который он оставил, идя на Куликовскую битву, проживавшему на Дмитровской горе отшельнику (сегодня посох экспонируется в Рязанском кремле).


img_1_13.png


 

Хотелось бы привести цитату из книги Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова  «Рязанские достопамятности» 1974 года издания: «Димитриево-Ряжский монастырь интересен, прежде всего как памятник Куликовской битвы. Мы вынуждены обойти его молчанием, так как памятников старины здесь не сохранилось, а сохранившиеся искажены до неузнаваемости. В будущем, когда сюда придут труженики-реставраторы, о Дмитриевском монастыре, вероятно, напишут интересные строки».

 

Кроме того, таким авторитетным источником, как телевизионная документальная передача «Искатели» (выпуск 2002 года «Призраки Куликова поля»), всерьёз рассматривалась версия, что Куликовская битва могла произойти и на равнинном поле, которое начинается от Свято-Дмитриевского мужского монастыря (Рязанская область, Скопинский район, с. Дмитриево) по направлению на восток (где-то в 35 км от Тульского Куликова поля). По словам историка Андрея Никитина, там постоянно находили и находят множество наконечников стрел и остатков оружия.


Screenshot_25.jpg
Для увеличения нажмите на картинку

 

Как утверждают «Искатели», давно известно, что Дмитрий Донской основал Дмитриево-Ряжский (сегодня Скопинский Свято-Дмитриевский) монастырь в честь великой победы над татарами, однако непонятно, зачем Московскому князю понадобилось закладывать такой монастырь в глубине Рязанских земель, в 40 верстах от предполагаемого места сражения с войском Мамая в Тульской области. Ещё никто из историков не задавался вопросом, зачем это надо было делать Дмитрию Донскому? Логично было бы основать данный монастырь в непосредственной близости от поля боя. В итоге «Искатели» предлагают перенести место поисков Куликовской битвы именно в Скопинский район Рязанской области, хотя тут же добавляют, что никаких серьёзных научных оснований на это у них нет.


 И ведь правда, если логически мыслить, то зачем Дмитрию Донскому после тяжелейшего кровопролитного сражения надо было возвращаться в Москву с территории нынешней Тульской области не на север - кратчайшим и безопасным путём, а через предательские (как нас уверяют историки) Рязанские земли? Да, и если взглянуть на карту, где находится Куликово поле в Тульской области, и где Скопин (Рязанская область), то делать подобный крюк с уставшим после битвы войском как-то, по крайней мере, не умно. На лицо странная нестыковочка получается. Не правда ли?


800px-Свято-Дмитриевский_Скопинский_мужской_монастырь_2.jpg

Скопинский Свято-Дмитриевский мужской монастырь

 

Но, пожалуй, самой лакомой легендой (особенно для кладоискателей), связанной с Куликовской битвой, безусловно является сказание о месте под названием «Денежное» у села Делехово Скопинского района. Вот как описывает эту легенду Сергей Крутилин в своей книге «Липяги» 1984 года издания: 


«То ли по причине отчужденности этого места, то ли и вправду было какое-то событие, но в народе сохранилось предание, будто в Денежном зарыт несметный клад. От дедов к внукам передается рассказ о том, как возвращался с Куликова поля победитель Мамая князь Дмитрий Донской. По всем большим и малым дорогам от Куликова поля на Москву двигалось войско. Сам великий князь возвращался «большой» дорогой на Венёв. А обоз с золотом и иными драгоценностями, захваченными у татар, пробирался соседней дорогой. Было это поздней осенью, отряд в пути заблудился. Под самый конец пути в открытом поле на обоз с золотом налетел полк литовского князя Ягайло, не успевшего вовремя прийти на помощь Мамаю. Произошла стычка. Видя, что силы неравны, обозники решили спрятать золото. Они облюбовали глухое место, отбиваясь от наседавших врагов, в темноте, наспех, закопали клад. В ночном бою все русские были перебиты. Получив известие о пропаже обоза, Дмитрий Донской послал на розыски два полка воинов. Те отыскали место ночного побоища, но золота так и не нашли. Всюду были пустые опрокинутые повозки, трупы воинов и лошадей. Москали вернулись ни с чем. Они доложили князю, что татарским золотом завладел Ягайло. Но старожилы говорят, что на самом деле клад и по сей день лежит на том самом месте над оврагами, в Денежном!

 

Так ли это, но как бы там ни было, а все мужики из рядом находящихся населённых пунктов верят в реальность клада. Редко кто из селян в старину не пытал счастья, не пробовал искать клад. Но вот что странно: каждому, кто отваживался на поиски, непременно мешала «нечистая сила». То ведьма пролетит на помеле, то пронесется по степи огненная колесница, то послышится человеческий голос из-под земли. Одним словом, с каждым, кто рылся в Денежном, непременно что-либо случается. И напуганный до смерти мужик потом всю жизнь рассказывает про ту ночь всякие небылицы..

 

А может быть, и вправду надо искать место легендарного сражения вовсе не на Куликовом поле Тульской области, а под Рязанью в Михайловском районе около Иваньково или в Скопинском районе около Свято-Дмитриевского монастыря? Что вы думаете по этому поводу?

 

Автор: 

Краевед, основатель поисково-исторического клуба "СтареЦ" Денис Шибаев

btjmp9oqw2g.jpg 


Источники:

1) Л. Н. Гумилёв «Эхо Куликовской битвы»;

2) Ю.В. Бучнев «Сказание о земле Михайловской»;

3) Статья А.А. Харчевникова  «Куликовский вопрос. Версия краеведа» // газета «Михайловские вести» от 02.04.2005 года;

4) В.Н. Егоров «История названий населенных пунктов Скопинского района Рязанской области» (2004 г.);

5) В.К. Соколова «Исторические предания Рязанской области» // Литературоведческий сборник. – Рязань, 1972;

6) Сергей Крутилин «Липяги» (1984 г.);

7) Статья «Народные предания о Куликовской битве» на сайте «Тайны веков»

9) Г.К. Вагнер и С.В. Чугунов «Рязанские достопамятности» (1974 г.);



12) Тема «Куликовская Битва - Споры Продолжаются!» в разделе «Обсуждения» в группе «Скопин | Археология» 

13) Народные рассказы, предания и воспоминания, услышанные мной в ходе личных устных бесед с местными жителями д. Иваньково и с. Дмитриево в 2013-2014 годах.
Читайте также
Загрузить еще
1 ... 3 4 5 6 7 ... 78