31 марта 2014

Перебитые крылья

История жизни летчика, участника гражданской войны в Испании генерала Эрнста Шахта, служившего на дягилевском аэродроме

Артем Сергеев |
Перебитые крылья

Летчик, романтик, революционер, участник гражданской войны в Испании, генерал. Герой Советского Союза и «враг народа»,«советский немец» и «германский шпион»... И это все об одном человеке с горячим сердцем и роковой судьбой. Эрнст Шахт. Еще одно забытое имя нашей истории. Одно время он служил на дягилевском аэродроме.


Горячее сердце

Эрнст Шахт родился в швейцарском Базеле в 1904 году. Родители его были немцами, простыми законопослушными бюргерами. Семейство жило на окраине, рядом с аэродромом. Еще мальчишкой Эрнст полюбил все, связанное с самолетами, и его захватило желание летать. Авиация – мечта, но в реальности Шахт выучился на электромонтера.

Снимок.JPG

После революции в России мир бурлил, вдохновленный социалистическими и коммунистическими идеями о справедливости, равноправии и братстве – тогда они еще не были дискредитированы. В Базеле возникла ячейка Коммунистического интернационала молодежи – и 17-летний Шахт немедленно туда вступил.


Через год он, жаждущий деятельности, отбыл в Берлин, стал работать в немецкой секции КИМа. В 1921 году Эрнст сопровождал гуманитарную помощь в Россию, изможденную войной, и так и остался в Москве. Это был город, где билось «сердце мировой революции».

Шахт получил разрешение на временное проживание в РСФСР, устроился по профессии, ему дали место в общежитии. Открытый, общительный, остроумный немец легко сходился с людьми.


Воздушная акробатика

В 1923 году правительство СССР приняло решение об обучении группы кимовцев летному делу. Шахта направили в Борисоглебск во 2-ю военно-авиационную школу – кузницу кадров. Там, кстати, учился Валерий Чкалов. Шахт окончил заведение с отличием и блестящей характеристикой, служил в 1-м авиационном полку легких бомбардировщиков близ Москвы. До совершенства отточил мастерство высшего пилотажа (воздушной акробатики).

В 1925 году получил советское гражданство.

Повышал квалификацию в Высшей летно-тактической школе при Военно-воздушной академии им. Жуковского в Серпухове. Назначен командиром звена. В 1929 году его эскадрилью передислоцировали в Среднюю Азию воевать с басмачами, за что Шахта наградили именным маузером и орденом Красного Знамени.

В 1931 году начальник ВВС СССР Алкснис взял Шахта личным шеф-пилотом. Сначала тот воодушевился ответственной службой, но вскоре ему наскучил извоз и Эрнст стал проситься в строй. Через два года возвратился в полк командиром эскадрильи.

Наступил 1933-й. В Германии пришел к власти Гитлер. Мечты о возвращении туда с благородной революционной миссией пришлось оставить.

Тем временем Эрнст женился на Маргарите Бюргин-Фишер, архивариусе Коминтерна. Он знал ее с детства. Родилась первая дочь Ритта.

Шахт был назначен руководителем Высших курсов усовершенствования летного состава ВВС. Интернационалист воевал в Китае – это была секретная командировка. После нее Эрнста Генриховича наградили орденом Ленина «за выдающиеся заслуги в военной подготовке» и осыпали благами: дали квартиру на Страстном бульваре, а в придачу отпуск и крупную премию, повысили в звании. Майор Шахт приступил к службе в аппарате штаба ВВС.


«Курносые» в Испании

1936 год. События в Испании. Среди первых советских добровольцев, откликнувшихся на призыв о помощи испанского правительства, был Эрнст Шахт, возглавивший эскадрилью № 1. Испанцы прозвали советские истребители И-16 и самих летчиков «чатос» – «курносые».

«Беззаветно храбр», – так характеризовало Шахта начальство. По итогам войны в Испании Эрнсту Шахту присвоили звание Героя Советского Союза. Всего почетный титул получили 59 советских военных, среди них три иностранца.

 Боевой летчик удостоился почестей, с честью выполнив свой долг, но долго радоваться не пришлось. В воздухе витала тревога. Шла волна арестов, они коснулись и Красной Армии. Те, кого вчера славили, сегодня вдруг сделались «предателями Родины» и «врагами народа».

Гражданская война в Испании стала проверкой на прочность для армий СССР и Германии. В штабе ВВС СССР состоялась встреча руководства с летчиками-«испанцами». Говорили начистоту, обсуждая уровень германской авиации, превосходящий советский. Шахт выступил с серией докладов, в которых делал тяжелый вывод о необходимости срочных мер по достижению паритета. Он утверждал, что лишь мастерство и мужество советских летчиков спасают положение. Его прямота не понравилась Наркомату обороны. «Он превозносит германскую технику? С какими-такими целями?»

Шахта услали с глаз долой в Подмосковье заместителем командира полка по летной подготовке.


Отец-герой

А ему лишь оставалось надеяться, что слова Сталина: «Кто воевал в Испании, не может быть арестован», уберегут его. Ареста и не последовало. Наоборот, летом 37-го Шахту присвоили звание комбрига и назначили на должность начальника 13-го высшего авиационного училища в Липецке. Через год в семье появилась вторая дочь Долорес.

В августе 1939-го года Шахта перевели в Рязань начальником Высших курсов усовершенствования ВВС, затем подоспело новое назначение – командиром 167-го резервного авиационного полка.

В 1940 году Шахта аттестовали генерал-майором.

Дочь Ритта вспоминала эпизод из детства: отец стоит при параде, в каракулевой папахе, а все хохочут – настолько разителен был контраст между молодой внешностью и солидной формой.  

Но повышение стало фатальным. Тогда уже в наркомах НКВД ходил Берия. Его раздражали дерзкие летчики, «сталинские любимчики». Берия давно копил компроматы на неугодных.

19 мая 1941 года Шахта вызвали в Наркомат обороны. Его отправился встречать Жан Аккерман, но друг из поезда не вышел. Шахта арестовали в дороге по «делу сорока генералов».

 Шахта заточили на Лубянке, потом перевезли в Энгельс. Обвинения предъявлялись по 58-й статье: измена Родине и шпионаж в составе организации. Для военных такие статьи означали высшую меру. Эрнст сломался, не выдержав давления, и подписал признание. Генерала авиации, рыцаря с мятежным и пламенным сердцем приговорили к расстрелу.

В 1955 году Шахта реабилитировали и восстановили в звании. Его имя так и осталось бы лишь на бумагах с грифом «совершенно секретно», если бы не дочь Ритта. Она сохранила детские воспоминания и добилась, чтоб восстановилось честное имя ее отца-героя.

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 71 72 73 74 75 ... 78