2 июня 2020

Музею Дальней авиации 45 лет!

      История музея Дальней авиации неотделима от истории создания и развития 43 Центра боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации

Музею Дальней авиации 45 лет!

Впервые рязанцы увидели летящий аэроплан в далеком 1911 году, когда авиатор Габер-Влынский совершил показательный полет на местном ипподроме. В 30-х годах на полевом аэродроме рядом с деревней Дягилево базировался 167 резервный авиационный полк, который разрабатывал методику «слепых» (по приборам) полетов. Аэродром стал известным после громкой катастрофы в мае 1939 г. двух знаменитых летчиков, двух Героев Советского Союза – участницы сверхдальних перелетов мировой рекордсменки  Полины Осипенко и одного из лучших пилотов Гражданской войны в Испании комбрига Анатолия Серова, чьей женой была известная киноактриса. Тайна этой катастрофы не раскрыта до сих пор. Был ясный день, на исправном двухместном самолете   совершали обычный полет два великолепных летчика и вдруг в районе села Высокое их «спарка» вошла в штопор и врезалась в землю. Особенностью падения был факт плоского удара машины о землю, как будто пилоты хотели перевести аппарат в горизонтальный полет, но им не хватило высоты.

   18 09. 1940 г. Приказом наркома обороны на базе 167 авиаполка была сформирована Первая Рязанская Высшая Школа Штурманов, командовать которой было поручено Герою Советского Союза Белякову Александру Васильевичу, легендарному штурману знаменитого чкаловского экипажа, первым совершившим трансатлантический перелет из Москвы в Америку через Северный полюс.  Школа прошла славный боевой путь, в годы войны подготовила для фронта 440 экипажей бомбардировщиков, 338 летчиков, 940 штурманов, 840 воздушных стрелков-радистов. сформировала 15 истребительных полков на самолетах МиГ-3. 20  Героев  Советского Союза проходили службу в ее рядах. Впоследствии она была преобразована в Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации. И вот на базе этого центра приказом Командующего ДА №058 от 16.06.1974 г. создается музей Дальней авиации, открытие которого состоялось 29 апреля  1975 года в канун 30-летия Великой Победы. Этот день считается официальной датой создания музея. У истоков этой кропотливой работы стояли настоящие энтузиасты, любители истории и патриоты Ермаков Юлий Николаевич, Белянцев Алексей Павлович, Бабкин Сергей Алексеевич и многие другие. Курировал эту группу специалистов лично командующий Дальней авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник Решетников Василий Васильевич, чей столетний юбилей мы торжественно отметили полгода назад.

   За 45 лет своего существования музей провел большую военно-историческую и патриотическую работу. Он стал не только важной частью воспитательной системы со слушателями центра, но органически вписался в культурную среду города. По личному указанию начальника центра полковника Варпахович Николая Николаевича учебные занятия с летчиками, штурманами и другими авиационными специалистами, приезжающими на переучивание, начинаются с обзорной экскурсии по музею, в ходе которой они знакомятся с богатой историей возникновения и развития тяжело-бомбардировочной авиации. Героические подвиги лучших летчиков Авиации Дальнего Действия (АДД) дважды Героев Советского Союза Кретова Степана Ивановича, Осипова Василия Николаевича, Молодчего Александра Игнатьевича (ставшего дважды Героем в двадцать два года), Тарана Павла Андреевича, Сенько Василия Васильевича (единственного штурмана дважды Героя) наполняют молодых офицеров гордостью за свою Родину, воспитывают чувство патриотизма, способствуют сохранению славных боевых традиций. В музее есть уникальные исторические экспонаты: модель самолета Ил – 4, стоявшая на рабочем столе конструктора Ильюшина Сергея Владимировича и подаренная им лично, часть гофрированной обшивки бомбардировщика ТБ – 3, личная лицевая маска полярного летчика, сопровождавшая Александра Васильевича Белякова  в его легендарном перелете, трофейная сабля японского самурая, наградной пистолет «Браунинг», подаренный дважды Героем Советского Союза Федоровым Евгением Петровичем, плащ-реглан летчика Гастелло Николая Францевича и много других интересных вещей.  За это время музей посетили более 140 тысяч человек, проведено около 7 тысяч экскурсий, он официально входит в большинство туров по Рязанской области. Нашими почетными гостями были командующие ВВС Англии, Франции, США, летчики-космонавты Леонов Алексей Архипович, Попович Павел Романович, Аксенов Владимир Викторович, легендарные летчики Покрышкин Александр Иванович, Кожедуб Иван Никитович, Маресьев Алексей Петрович, Главкомы ВВС Кутахов Павел Степанович, Ефимов Александр Николаевич, Дейнекин Петр Степанович, Бондарев Виктор Николаевич и многие другие знаменитости. Основной контингент экскурсантов – молодежь, слушатели школы юных летчиков из подшефной СШ №21, юнармейцы как Рязанской, так и соседних областей, ученики школ и студенты, с которыми работники музея проводят большую воспитательную работу, рассказывая о героических традициях летчиков-дальников, прививают им любовь к отечественной истории, к своей Родине.

   Были у музея и «черные» времена, когда после визита министра обороны Сердюкова Анатолия Эдуардовича в 2009 г., он был закрыт, а штат работников ликвидирован. Однако командование Дальней авиации и центра сохранили музей, переведя его на внештатную работу. Сегодня, благодаря поддержке депутата Государственной Думы Красова Андрея Леонидовича, музей вновь получил официальный статус, стал называться историко-мемориальным залом (истории Дальней авиации),  хотя в его штате числится всего один сотрудник – Самошин Владимир Васильевич, военный пенсионер, летчик 1 класса, кавалер ордена «За службу Родине», настоящий профессионал своего дела. Экспозиции музея обновляются и совершенствуются, несмотря на все сложности и трудности. Так, благодаря вниманию и заботе командования центра и Дальней авиации в 2018 г. на музейной стоянке появился учебно-тренировочный самолет Л-39. В планах развития – повышение радиоэлектронного и компьютерного сопровождения экскурсий, углубление архивного направления работы, совершенствование материальной базы. Конечно, штатное расписание не позволяет рассчитывать на серьезные успехи, но есть надежда, что будут изменения в лучшую сторону.  Наши двери открыты, мы продолжаем активную экскурсионную работу. В ней активно участвуют ветераны центра: полковник Демиденко Виктор Сергеевич, полковник Осокин Борис Вячеславович, подполковник Пинаев Сергей Михайлович, майор Румянцев Владимир Николаевич.  Их воспоминания придают экскурсиям особый колорит, вызывают неподдельный интерес и множество вопросов. В 5-ти залах представлена вся история создания и развития Дальней авиации, как отдельного рода военно-воздушных сил, а на музейной стоянке расположились семь настоящих боевых самолетов. Экскурсия занимает около двух часов и производит неизгладимое впечатление на посетителей, о чем свидетельствует множество восторженных отзывов, оставленных в журнале посещений.  45 лет – это и много, и мало. «Музей является душой нашего ЦБП и ПЛС, - считает летчик-снайпер Варпахович Николай Николаевич, - и, несмотря на обстоятельства, мы будем продолжать его развитие ради сохранения и умножения боевых традиций летчиков-дальников». А этот значит, что работа по сохранению исторического наследия продолжается и у музея есть будущее, в которое мы верим.




Щербинин Александр Анатольевич, военный летчик 1 класса, заместитель начальника 43 центра боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации по военно-политической работе.

 

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78