Рязанские корни Короля
Несколько лет назад прошло сообщение: мол, советский фильм «Золушка» 1947 года был снят в бывшей усадьбе фон Дервизов в Кирицах Спасского района
Увы, документальных свидетельств тому не нашлось. А вот то, что смешной Король из киносказки наш земляк - истинная правда. И первые шаги в мир театра он сделал именно на рязанской сцене. Совсем скоро в Рязани появится этому факту монументальное подтверждение...
О народном артисте СССР Эрасте Гарине мы подумывали давно написать. Только не представляли, как подать тему, ведь рубрика предполагает наличие непосредственно вспоминающих о нём. Было понятно, что родственников артиста, пусть даже седьмую воду на киселе, мы не найдём. Но повод вспомнить о неподражаемом Короле из «Золушки» и наивном профессоре из «Джентльменов удачи» (этими ролями Эраст Гарин известен поныне) всё же представился: артисты Театра на Соборной выступили с инициативой установки памятника своему знаменитому коллеге.
ВСЁ ИЗ-ЗА РЕВОЛЮЦИЙ
Эраст Павлович рассказывал, что в детстве он любил рассматривать витрину часового магазина, который находился напротив дома его бабушки: «Мерцали стрелки. Качались маятники. Я ужасно любил стоять у окна и смотреть на эти часы. Это был как бы мой собственный, немного волшебный мир. И вдруг однажды - помню как сейчас - хлынула по нашей улице толпа, ударила по витрине камнями. Прямо по моим любимым часам. Посыпалось стекло... После уж я узнал, что это был погром».
Дом, который в Рязани связывают с именем артиста, сохранился. Он стоит на Соборной, 34, из его окон и сегодня виден магазин часов...
Родился великий эксцентрик 10 ноября 1902 года в семье лесничего Павла Эрастовича Герасимова и Марии Михайловны Герасимовой, урождённой Гариной. Её девичью фамилию артист и взял в качестве сценического псевдонима. А тогда вскоре после рождения сына Павел Эрастович получил назначение в Песочню Сапожковского уезда, и семья переехала. Но, видимо, маленького Эраста привозили к бабушке. Тогда-то, наверное, трёхлетний мальчик и стал свидетелем трагедии, которую запомнил на всю жизнь. То был ответ провинции на революционные настроения 1905 года. А уж взросление, закалка нашего героя происходили, как говорится, в горниле революций 1917-го, Февральской и Октябрьской.
В восемь лет Гарин вновь поселился в Рязани, так как родители хотели, чтобы сын учился в рязанской гимназии. На момент известных событий он пребывал в замечательном подростковом возрасте и жадно вдыхал воздух революционных перемен. Из письма старшей сестре Татьяне, которая жила в Москве и пробовала писать сценарии: «Я весь день шатаюсь, на меня что-то не найдёт никак настроение учить уроки. Почти каждый вечер хожу в городской театр». Тогда, по его словам, «все, решительно все играли».
ЛИЛИЯ ДЛЯ ХЕСИ
По воспоминаниям современников, в Рязани тогда увлечение театром было повальным: то и дело в губотдел просвещения приходили юные артисты с требованием предоставить им сцену городского театра для постановок. Гарин самодеятельностью увлёкся позже, когда добровольцем ушёл в Красную армию в 1919 году. А летом 1917-го он, выпускник трудовой школы (бывшей гимназии), пришёл к руководителю Рязанского городского театра и сказал: «Хочу к вам в статисты!»
И его взяли, назначили выходить рабочим в горьковской пьесе. Вспоминая об этом, Гарин рассказывал: «Перепугался! Больно много людей смотрело на меня, хотя я и виден никому не был. Но не совладал с собой до конца спектакля, так и пошёл домой на мягких ногах».
Спустя три года он, видимо, уже уверенно чувствовал себя на сцене, став актёром Первого самодеятельного театра Красной армии под руководством Виктора Жемчужного, где и началось его восхождение на театральный Олимп. В 1921 году театр довольно долго был на гастролях в Москве. Юные артисты, пользуясь случаем, бегали по театрам. «Смотрели во все глаза, - вспоминал Эраст Павлович. - Когда мы побывали у Мейерхольда на «Мистерии-буфф», нам, самодельщикам, показалось, что мы с неба свалились».
Мейерхольд для Гарина - фигура знаковая: именно он стал для него проводником в мир высокого искусства. Мастер пришёл к ним на спектакль гарнизонного театра и сразу заметил неординарность дарования артиста из Рязани, пригласив его в свою школу, которая как раз открывалась при театре его имени. История их взаимоотношений нашла отражение в письмах Эраста Павловича к своей супруге Хесе Александровне Локшиной, с которой они в той школе познакомились, а в 1922 году поженились. (Письма вместе с воспоминаниями самого Гарина и о нём опубликованы в книге А. Ю. Хржановского «Ученик Чародея».)
Наряду с великими постановками и людьми, чьи имена теперь принадлежат Вечности, в письмах то и дело мелькает милое нашему сердцу название - Рязань. Эраст Павлович постоянно возвращался в родной город, хотя и поругивал его за провинциализм и равнодушие к театральным экспериментам. «В Рязани всё по-старому. Только завлитчастью оперетты состоит Вадим Шершеневич (главный теоретик имажинизма. - Н. Т.) - очевидно, из-за любви к родине своего друга (Сергея Есенина. - Н. Т.)», - писал Гарин жене в 1930 году.
И до того, и после он всё время звал жену погостить к своей «очень деловитой бабушке по фамилии Гарина». Когда однажды он ждал Хесю Александровну, но, вернувшись из поездки за город, не обнаружил, то написал ей: «Я думал, что ты приехала, сидишь в Рязани, пьёшь чай и нас ругаешь, и вёз я тебе роскошную белую лилию одну. Запаковал её в болотные листы вперёд, потом в папоротник, потом в журавлятник, всё это намочил и положил в вещевой мешок...»
Локшина тоже оставила воспоминания о визитах в Рязань. Когда они уезжали обратно, бабушка обязательно крестила их: сначала внука, потом его жену. Эраст Павлович пытался вразумить её: «Что ты её крестишь? Она же еврейка». На что та невозмутимо заявляла: «За Богом не пропадёт».
В Театре на Соборной сказали, что о старте акции по созданию памятника Гарину сообщат дополнительно.
Этот год юбилейный и для Эраста Павловича, и для театра, так что грядущий сезон обещает быть напряжённым. Пока же известно, что памятник будет воздвигнут на пожертвования. Так, артисты театра намерены перевести сборы от нескольких спектаклей на эти цели. Гарин будет, запечатлён в образе Короля из «Золушки», а разместят скульптуру в одной из ниш на фасаде здания театра.
Наталия Терлеева