14 сентября 2017

Рязанские корни Короля

Несколько лет назад прошло сообщение: мол, советский фильм «Золушка» 1947 года был снят в бывшей усадьбе фон Дервизов в Кирицах Спасского района

Рязанские корни Короля

Увы, документальных свидетельств тому не нашлось. А вот то, что смешной Король из киносказки наш земляк - истинная правда. И первые шаги в мир театра он сделал именно на рязанской сцене. Совсем скоро в Рязани по­явится этому факту монументальное подтверждение...

О народном артисте СССР Эрасте Гарине мы подумыва­ли давно написать. Только не представляли, как подать те­му, ведь рубрика предпола­гает наличие непосредствен­но вспоминающих о нём. Бы­ло понятно, что родственни­ков артиста, пусть даже седьмую воду на киселе, мы не найдём. Но повод вспо­мнить о неподражаемом Ко­роле из «Золушки» и наивном профессоре из «Джентльме­нов удачи» (этими ролями Эраст Гарин известен поны­не) всё же представился: ар­тисты Театра на Соборной выступили с инициативой установки памятника своему знаменитому коллеге.

ВСЁ ИЗ-ЗА РЕВОЛЮЦИЙ

Эраст Павлович рассказы­вал, что в детстве он любил рассматривать витрину часо­вого магазина, который нахо­дился напротив дома его ба­бушки: «Мерцали стрелки. Качались маятники. Я ужасно любил стоять у окна и смо­треть на эти часы. Это был как бы мой собственный, не­много волшебный мир. И вдруг однажды - помню как сейчас - хлынула по нашей улице толпа, ударила по ви­трине камнями. Прямо по мо­им любимым часам. Посыпа­лось стекло... После уж я узнал, что это был погром».

Дом, который в Рязани свя­зывают с именем артиста, сохранился. Он стоит на Со­борной, 34, из его окон и се­годня виден магазин часов...

Родился великий эксцен­трик 10 ноября 1902 года в семье лесничего Павла Эра­стовича Герасимова и Марии Михайловны Герасимовой, урождённой Гариной. Её де­вичью фамилию артист и взял в качестве сценического псевдонима. А тогда вскоре после рождения сына Павел Эрастович получил назначе­ние в Песочню Сапожковского уезда, и семья переехала. Но, видимо, маленького Эра­ста привозили к бабушке. То­гда-то, наверное, трёхлетний мальчик и стал свидетелем трагедии, которую запомнил на всю жизнь. То был ответ провинции на революционные настроения 1905 года. А уж взросление, закалка на­шего героя происходили, как говорится, в горниле рево­люций 1917-го, Февральской и Октябрьской.

В восемь лет Гарин вновь поселился в Рязани, так как родители хотели, чтобы сын учился в рязанской гимназии. На момент известных собы­тий он пребывал в замеча­тельном подростковом воз­расте и жадно вдыхал воздух революционных перемен. Из письма старшей сестре Тать­яне, которая жила в Москве и пробовала писать сценарии: «Я весь день шатаюсь, на ме­ня что-то не найдёт никак на­строение учить уроки. Почти каждый вечер хожу в город­ской театр». Тогда, по его словам, «все, решительно все играли».

ЛИЛИЯ ДЛЯ ХЕСИ

По воспоминаниям совре­менников, в Рязани тогда увлечение театром было по­вальным: то и дело в губотдел просвещения приходили юные артисты с требованием предоставить им сцену го­родского театра для постано­вок. Гарин самодеятельно­стью увлёкся позже, когда добровольцем ушёл в Крас­ную армию в 1919 году. А ле­том 1917-го он, выпускник трудовой школы (бывшей гимназии), пришёл к руково­дителю Рязанского городско­го театра и сказал: «Хочу к вам в статисты!»

И его взяли, назначили вы­ходить рабочим в горьков­ской пьесе. Вспоминая об этом, Гарин рассказывал: «Перепугался! Больно много людей смотрело на меня, хо­тя я и виден никому не был. Но не совладал с собой до конца спектакля, так и пошёл домой на мягких ногах».

Спустя три года он, види­мо, уже уверенно чувствовал себя на сцене, став актёром Первого самодеятельного театра Красной армии под руководством Виктора Жем­чужного, где и началось его восхождение на театральный Олимп. В 1921 году театр до­вольно долго был на гастро­лях в Москве. Юные артисты, пользуясь случаем, бегали по театрам. «Смотрели во все глаза, - вспоминал Эраст Павлович. - Когда мы побы­вали у Мейерхольда на «Ми­стерии-буфф», нам, самодельщикам, показалось, что мы с неба свалились».

Мейерхольд для Гарина - фигура знаковая: именно он стал для него проводником в мир высокого искусства. Ма­стер пришёл к ним на спек­такль гарнизонного театра и сразу заметил неординар­ность дарования артиста из Рязани, пригласив его в свою школу, которая как раз от­крывалась при театре его имени. История их взаимоот­ношений нашла отражение в письмах Эраста Павловича к своей супруге Хесе Алексан­дровне Локшиной, с которой они в той школе познакоми­лись, а в 1922 году пожени­лись. (Письма вместе с вос­поминаниями самого Гарина и о нём опубликованы в кни­ге А. Ю. Хржановского «Уче­ник Чародея».)

Наряду с великими поста­новками и людьми, чьи имена теперь принадлежат Вечно­сти, в письмах то и дело мелькает милое нашему сердцу название - Рязань. Эраст Павлович постоянно возвращался в родной город, хотя и поругивал его за про­винциализм и равнодушие к театральным экспериментам. «В Рязани всё по-старому. Только завлитчастью оперет­ты состоит Вадим Шершеневич (главный теоретик има­жинизма. - Н. Т.) - очевид­но, из-за любви к родине своего друга (Сергея Есени­на. - Н. Т.)», - писал Гарин жене в 1930 году.

И до того, и после он всё время звал жену погостить к своей «очень деловитой ба­бушке по фамилии Гарина». Когда однажды он ждал Хесю Александровну, но, вернув­шись из поездки за город, не обнаружил, то написал ей: «Я думал, что ты приехала, си­дишь в Рязани, пьёшь чай и нас ругаешь, и вёз я тебе роскошную белую лилию од­ну. Запаковал её в болотные листы вперёд, потом в папо­ротник, потом в журавлятник, всё это намочил и положил в вещевой мешок...»

Локшина тоже оставила воспоминания о визитах в Рязань. Когда они уезжали обратно, бабушка обязатель­но крестила их: сначала вну­ка, потом его жену. Эраст Павлович пытался вразумить её: «Что ты её крестишь? Она же еврейка». На что та невоз­мутимо заявляла: «За Богом не пропадёт».


В Театре на Соборной ска­зали, что о старте акции по созданию памятника Гарину сообщат дополнительно.

Этот год юбилейный и для Эраста Павловича, и для теа­тра, так что грядущий сезон обещает быть напряжённым. Пока же известно, что памят­ник будет воздвигнут на по­жертвования. Так, артисты театра намерены перевести сборы от нескольких спектак­лей на эти цели. Гарин будет, запечатлён в образе Короля из «Золушки», а разместят скульптуру в одной из ниш на фасаде здания театра.

Наталия Терлеева

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 6 ... 78