3 июня 2016

Знакомец Пушкина

Рязанец Владимир Титов писал под псевдонимом Тит Космократов и даже стал героем повести Пушкина. Их дружба принесла обоим много открытий.

Александр Потапов |
Знакомец Пушкина

В 1829 году в петербургском альманахе «Северные цветы» была опубликована мистическая повесть «Уединенный домик на Васильевском», подписанная псевдонимом Тит Космократов. Лишь немногие знали имя автора – это был рязанец  Владимир Титов.

                    

Будущий известный государственный деятель, дипломат, историк и литератор Владимир Титов родился 28 февраля (12 марта) 1807 года в селе Новики Спасского уезда, в семье секунд-майора Павла Петровича Титова и его жены Елизаветы Васильевны, урожденной Дашковой. Усадьба Титовых была окружена замечательным парком; её хозяева отличались хорошим художественным вкусом и начитанностью.


Незадолго до своей смерти хозяйка усадьбы построила в селе церковь Успения Богородицы, где впоследствии и была похоронена. Впоследствии здесь нашли упокоение её сын Владимир и внук Вячеслав…


Первые годы будущего писателя прошли в приокской глубинке. Когда мальчик подрос, его определили в Благородный пансион при Московском университете, где он учился вместе с князем Владимиром Одоевским и Степаном Шевырёвым – будущими известными литераторами. Юноша живо интересовался литературой, увлекался философией, упорно изучал иностранные языки. Друзья называли Титова Эллином за его глубокие познания в древнегреческом языке и античной литературе.


По окончании курса наук имя Владимира Титова было занесено на золотую Доску Почета, в декабре 1823 года он поступил на службу в Московский архив  Министерства иностранных дел.

 

Союз «любомудров»

 

12991_main_foto_1_03.jpg

Общество слушает новое творение Пушкина


В 1823 году в Москве возник литературно-философский кружок, известный как Общество любомудрия. В него входили воспитанники университетского благородного пансиона, а также вольнослушатели и своекоштные (находящиеся на собственном содержании) студенты. Председательствовал в Обществе любомудров  будущий писатель, философ и музыкальный критик Владимир Одоевский, секретарем был молодой поэт Дмитрий Веневитинов. Титов сблизился с «любомудрами» и стал принимать участие в литературном альманахе «Мнемозина», где увидели свет его произведения «Три единства», «Эмблемы» и «Быль». В альманахе сотрудничал Пушкин, который считал, что некоторые из молодых «любомудров» – «ребята тёплые, упрямые».


С 1827 года «любомудры» начали издавать журнал «Московский вестник», выходивший один раз в две недели. Редактором нового издания стал историк, журналист и прозаик Михаил Погодин. В «Московском вестнике» были опубликованы несколько художественных и литературоведческих произведений Владимира Титова: «Радость и печаль», «Несколько мыслей о зодчестве», «О достоинстве поэта», «О романе, как представителе жизни новейших европейцев», «О нынешнем состоянии британских владений в восточной Индии».


В молодые годы Титов, по утверждению современников, «был нрава часто очень горячего и нетерпеливого, был честолюбив и от массы воспринятой им германкой философии относился скептически ко многому в области религии». Впрочем, с годами эти черты у Владимира Павловича, как и следовало ожидать, исчезли. Кто в молодости не был горяч, неуступчив и самонадеян?..


Современники называли Титова «последним из лиц, принимавших участие в знаменательном литературном движении 20-х годов».

 

Важное знакомство


93689.jpg

Молодой поэт в раздумье над строкой

               

12 октября 1826 года в жизни Титова произошло знаменательное событие: начинающий литератор познакомился с Пушкиным, когда поэт, возвратившись из ссылки, остановился в Москве и в доме у Веневитиновых читал «Бориса Годунова». Через несколько дней рязанец вновь встретился с Александром Сергеевичем на обеде у Алексея Хомякова, а потом – в салоне поэтессы и писательницы княгини Зинаиды Волконской.


Весной 1827 года Владимир Титов отправился Петербург, где поступил на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. Поселился он у своего дяди, Дмитрия Дашкова, известного государственного деятеля, одного из основателей литературного общества «Арзамас».


В Северной столице продолжились встречи Титова с Пушкиным. В записной книжке великого поэта в списке имен и адресов для памяти сохранилась запись: «Титову в доме Минист. внутр. дел» (по этому адресу Титов жил у Дашкова).

 

Сотворчество и дружба


main_big.jpg

Диалог талантов


Однажды в жизни Титова произошло событие, оставившее заметный след в его жизни и литературном творчестве. Как-то раз, промозглой осенью 1828 года на одном из вечеров у Карамзиных рязанец услышал рассказанную Пушкиным занимательную сказку с мистическим сюжетом. Титова захватил увлекательный сюжет, ночью он не мог заснуть, а затем изложил услышанное на бумаге.


Прихватив заветную тетрадку, молодой литератор, волнуясь, отправился на набережную Мойки, в гостиницу Демута, одну из лучших в столице, где остановился Пушкин. Александр Сергеевич вежливо принял младшего собрата по перу. Титов убедил его прослушать написанное от начала до конца. Поэт сделал некоторые замечания и поправки, которыми Титов охотно воспользовался.


Владимир Павлович впоследствии рассказал об истории создания повести в письме известному государственному деятелю Александру Головнину, сыну знаменитого мореплавателя Василия Головнина: «В строгом историческом смысле это вовсе не продукт Космократова, а Александра Сергеевича Пушкина, мастерски рассказавшего всю эту чертовщину уединенного домика на Васильевском острове, поздно вечером, у Карамзиных, к тайному трепету всех дам… Апокалипсическое число 666, игроки-черти, метавшие на карту сотнями душ, с рогами, зачесанные по высокие парики, – честь всех этих вымыслов и главной нити рассказа принадлежит Пушкину….»


Поправив рукопись, Титов передал её в ежегодный альманах «Северные цветы», издаваемый другом Пушкина Антоном Дельвигом, где повесть и увидела свет.


Автор показал жизнь скромной девушки Веры, дочери небогатого чиновника, которая после смерти отца ведет унылую жизнь в опрятном деревянном домике на окраине Петербурга. Свое одиночество она делит со стареющей матерью и горничной-служанкой. Вера «уже достигла того возраста, когда девушки начинают думать, как говорится в просторечии, о том, чтобы пристроиться; но главную черту ее нрава составляла младенческая простота сердца».


Внезапно в сердце девушки вспыхнуло влечение к молодому человеку по имени Павел, который изредка посещал уединенный домик на Васильевском острове. Но не тут-то было! Дьявол-искуситель, явившийся в образе некоего Варфоломея, коварно сплел сети интриги, в которые и угодили юные влюбленные…


Как известно, Пушкин не раз «дарил сюжеты» знакомым писателям. К примеру, Гоголю он подсказал сюжеты «Мёртвых душ» и «Ревизора». Так произошло и на этот раз. Однако впоследствии некоторые литературоведы сочли возможным отнести повесть «Уединенный домик на Васильевском» к прозаическому наследию самого Александра Сергеевича…


Увековеченный в повести

 

VP_Titov.jpg

В. Титов в молодости


Общение Титова с Пушкиным продолжалось. В списке лиц, которым поэт собирался разослать визитные карточки к новому, 1830-му, году, значилась и фамилия Титова, а 16 января 1830 года рязанец вместе с Пушкиным, Крыловым, Одоевским и другими известными литераторами был в гостях у Жуковского.

Титова связывает с Пушкиным и ещё один любопытный факт. Как полагают исследователи, русский гений изобразил Титова в иронически окрашенной фигуре молодого педанта Вершнева в наброске повести о Клеопатре («Мы проводили вечер на даче»). Кто такой Вершнев, поражающий гостей своими глубокими познаниями античности? Пушкинский персонаж – это, по словам самого автора, «один из тех людей, одаренных убийственной памятью, которые всё знают и всё читали, и которых стоит только тронуть пальцем, чтобы из них полилась их всемирная ученость».

 

После усадьбы - микрорайон


107460827.jpg

Родовое гнездо Титова под Рязанью


Кроме родового гнезда в Новиках, у Титова было имение в селе Шереметева Песочня под Рязанью, которое он приобрел в 1869 году. Рядом с усадебным домом был разбит парк и выстроен живописный каскад прудов с водяной мельницей. (Ныне село Шереметьево-Песочня слилось с городским микрорайоном Дашково-Песочня.)


В 1891 году Владимир Павлович отправился из своего рязанского поместья в Крым, но в дороге занедужил и 15 (27) сентября скончался в Харькове. Местное духовенство совершило отпевание усопшего, а затем тело Титова было доставлено на родину и нашло упокоение в Успенской церкви села Новики.


В советское время в бывшем усадебном доме Титовых разместился Шереметьево-Песочинский детский дом, который существует и поныне. О бывших хозяевах имения в детдоме знают, но, к сожалению, о былых временах здесь мало что напоминает.


Александр Потапов

Материал Областной Рязанской Газеты

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 71 72 73 74 75 ... 78