100 лет «Ключам Марии» С. Есенина
100 лет назад, осенью 1918 года Сергей Есенин написал «Ключи Марии». Ко дню рождения поэта
В своем поэтическом трактате «Ключи Марии*» Есенин раскрыл тайну создания своего стиха и сущности творчества. Есенин пишет: «Люди должны научиться читать забытые ими знаки… Они должны постичь, что предки их не простыми завитками дали нам фиту и ижицу, они дали их нам, как знаки открывающейся книги, в книге нашей души». Положения поэтического произведения Сергея Есенина воплощены в живописи еще одного нашего земляка, рязанца Алексея Акиндинова и пронизывают своими образами его картины.
Алексей Акиндинов и Сергей Есенин родились на Рязанской земле, но не только общие корни объединяют их. Обоих связывает тяготение к орнаменту; в своем трактате «Ключи Марии», созданным Есениным в 1918 году он очень большую роль отводит орнаменту. Как пишет поэт: «Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте»...
Концепция орнаментализма художника Алексея Акиндинова совпадает с теорией поэта: «Весь наш мир - это мир электромагнитных волн. Волна не что иное как узор. Узоры и орнаменты я переношу красками на холст» — говорит художник...
«Кючи Марии» не что иное как «Ключи души», орнаменты, узоры, знаки, символы являются ключами, помогающими понять, приоткрыть тайну души человеческой...
*Мария на языке хлыстов шелапутского толка означает душу. (Прим. С. Есенина.)
По материалам сайта