3 ноября 2015

Гагра, коньяк и Рязань

Недавно мой друг привёз в подарок из Абхазии бутылку коньяка «Принц Ольденбургский». Красивое название пробудило профессиональные навыки историка и заставило вспомнить несколько любопытных фактов, имеющих непосредственное отношение к Рязани

Сергей Бизюкин |
Гагра, коньяк и Рязань
Недавно мой друг привёз в подарок из Абхазии бутылку коньяка «Принц Ольденбургский». Красивое название пробудило профессиональные навыки историка и заставило вспомнить несколько любопытных фактов, имеющих непосредственное отношение к Рязани.

В названии напитка собственно всё абсолютно логично. Курорт Гагра в Абхазии был основан Принцем Александром Ольденбургским в начале прошлого века. Правда есть здесь и доля иронии – родственник российского императора являлся в своё время председателем Российского общества трезвости.


Это был период становления индустрии туризма на российском черноморском побережье. В то время в России было мало приморских городов, и столичная знать отдыхала в Европе – на Лазурном берегу во Франции, на водах в Германии и на пляжах Италии. Победа в последней русско-турецкой войне подарила империи красивейшие причерноморские земли. Они находились в зоне субтропического климата, очень близкого по своим характеристикам к средиземноморскому. Кроме климата и красивых пейзажей, в новых владениях российской короны обнаружилось много минеральных источников и залежей целебных грязей. Специально созданная комиссия осмотрела все черноморское побережье и пришла к выводу, что лучше Гагры места для «российской Ниццы» не найти.


9 января 1901 года своим указом Император Николай II приказал построить в Гагре курорт, а руководителем строительства назначил своего родственника, правнука императора Пала I, принца Александра Ольденбургского. Принц имел военное образование, служил в Лейб-Гвардии Преображенского полка, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, осаждал Плевну. С 1896 года «заседал» в Государственном совете, был сенатором.


Александр Петрович был большим поклонником прогресса, поддерживал научные и благотворительные учреждения, широко общался с известными врачами и учеными.

 

С осени 1901 года началось строительство климатической станции в Гагре. На его нужды из казны было выделено более семи миллионов рублей. Принц Ольденбургский взялся за новое дело с присущей ему предприимчивостью и энергией, и через два года состоялось официальное открытие нового курорта. Вместе с ним в Гагре появилось электрическое освещение, телефон, телеграф и водопровод.


Александр Петрович решил превратить Гагру в русский Монте-Карло, сделать его великосветским курортом. Он построил водолечебницу и дворец на берегу моря, особняки и виллы, рестораны и гостиницы. В горы, к «Альпийской Гагре», была проложена дорога, а город украсил живописный Приморский парк. На его 14 гектарах поражали своими редкими видами экзотические растения с разных уголков планеты: веерные пальмы из Китая, финиковые – с Канарских островов, кокосовые – из Южной Америки; кипарисы, апельсиновые и лимонные деревья, гималайские кедры, хамеропсы, американские магнолии, сирийские мальвы… В парке появилась уникальная система прудов разных размеров, связанных между собой небольшими ручейками. По водной глади прудов грациозно скользили лебеди, а по тенистым аллеям важно прогуливались павлины.


Напротив парка появился существующий и сегодня ресторан «Гагрипш» – эмблема Гагры.


Сцена этого заведения, собранного без единого гвоздя, помнит выступления Фёдора Шаляпина, а за его столиками любили ужинать Максим Горький, Антон Чехов, Иван Бунин.


Энтузиазм принца Ольденбургского оказался заразительным: в Гагру, как в Новую Ривьеру, потянулись богатые люди. Началось массовое строительство особняков и дач. Курорт стал модным, и его начала посещать русская знать. В 1911 году сюда приехали первые иностранцы – немецкие туристы… Все в городе находилось под бдительным оком принца Ольденбургского. На своем «Мерседесе» он ежедневно объезжал курорт, наблюдая за дисциплиной и вникая во все дела – и большие, и маленькие.


Screenshot_121.jpg

Представители династии герцогов Ольденбургских у могилы принца Петра в Санкт-Петербурге


Но тщательно построенное им счастье оказалось хрупким: в 1914 году, с началом Первой мировой войны, Александра Петровича отозвали в Петербург, назначив на должность Верховного начальника санитарной и эвакуационной части. В Гагру он так и не вернулся… В преддверии Октябрьской революции принц Ольденбургский эмигрировал в Финляндию, а спустя некоторое время переехал во Францию. Скончался в сентябре 1932 года на Лазурном берегу, в Биаррице, вдали от построенного собственными руками берега своей мечты.

 

И при чём же здесь Рязань?


Дело в том, что деятельность принца была широчайшей, и одним только курортом не ограничивалась. В числе других заслуг Александра Петровича – основание  первого в Российской Империи исследовательского центра в области биологии и медицины – Института экспериментальной медицины. Учреждение было открыто в Санкт-Петербурге в 1890 году. К работе были приглашены лучшие специалисты того времени. Так начал свою деятельность в институте рязанец Иван Павлов, организовавший отдел физиологии. В 1904 году за классические работы в стенах института по физиологии пищеварения Иван Павлов получил Нобелевскую премию, в 1913 году став почётным директором института.

 

Революция 1917 года и гражданская война в России развели профессиональные пути рязанского учёного и принца Ольденбургского, но не помешали их тёплому человеческому общению. В 1929 году Иван Павлов навестил основателя института в Биаррице.

 

Но если Иван Павлов путешествовал из Рязани в Санкт-Петербург, то отец основателя Императорского института экспериментальной медицины ездил в обратном направлении. Принц Пётр Ольденбургский бывал в Рязани по долгу службы, будучи главным начальником женских учебных заведений ведомства Императрицы Марии. Мариинская гимназия проработала в Рязани ровно 60 лет. Сейчас в этом здании расположен Рязанский педагогический колледж.

 

Кстати, и сейчас представители Ольденбургской династии активно контактируют с Россией. Так совпало, что в день выхода этого номера «Областной Рязанской Газеты», 29 октября, в Казани открывается ежегодная российско-германская конференция молодых лидеров. Её девиз – «Доверие в трудные времена». Конференция - совместная инициатива Санкт-Петербургского государственного экономического университета и неправительственной организации «Новое поколение» (Берлин), соучредителем которой стал герцог Кристоф Ольденбургский.


В столицу Татарстана приезжают 250 депутатов, предпринимателей, учёных, журналистов и деятелей искусства из России и Германии в возрасте от 25 до 40 лет.


«Я уверен, что прямой и откровенный диалог между молодыми людьми, оказывающими влияние на принятие решений в своих профессиональных сферах, сегодня особенно важен», - заявил накануне конференции её председатель, 29-летний Герцог Кристоф Ольденбургский, выступивший за перезапуск доверительных отношений между нашими странами.


Герцог Кристоф Ольденбургский выразил благодарность правительствам России и Германии, так же как и правительству Татарстана за поддержку форума: «Эта поддержка и содействие - особенно важный пример значения диалога между нашими странами. Моя семья всегда была тесно связана с Россией с тех времен, когда Пётр III приехал сюда из Ольденбурга для вступления на трон. Надеюсь, нынешняя конференция станет вкладом в общее дело восстановления и укрепления доверия, а также формирования единого экономического и человеческого пространства от Лиссабона до Владивостока».


Сергей Бизюкин

Областная Рязанская Газета №43 (100) от 29.10.2015

Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 ... 78