22 июня 2018

Первые месяцы войны: как в регионе спасали деньги?

Какой ценой далась Победа? Обычно эту фразу произносят, имея ввиду переносное значение

Первые месяцы войны: как в регионе спасали деньги?

Но ведь в годы Великой Отечественной войны всё и в прямом смысле имело свою цену. Нужно было покупать оружие, платить наградные и жалование. И суммы были велики. Так, летчик-истребитель за сбитый самолёт получал 1000 рублей. Столько же выплачивали военнослужащему в случае уничтожения легкого танка, тяжелый «стоил» уже 1500 рублей. И если жалование рядового солдата составляло 30 рублей в месяц, а сержанта – около 300, то в партизанских отрядах с этих 300 рублей все начиналось, а командиру платили и вдвое больше. 

 

Именно поэтому для банковских служащих потеря наличных денег была приравнена к потере оружия.  Госбанк вообще и его рязанское отделение работали в чрезвычайно напряженном режиме. Денежные ресурсы нужно было мобилизовать для нужд обороны, обеспечения незамедлительных выплат уходящим на фронт и эвакуированным работникам, ускорения расчетов. При этом уже в первые дни войны число банковских работников сократилось почти на четверть: на фронт летом 1941 были призваны 262 служащих, работавших в конторе и подчиненных филиалах. Оставшимся приходилось работать сутками.

 

Осенью 1941 года захватчики приблизились к границам Рязанской области. Тогда было принято решение об эвакуации тех филиалов, которые были ближе всего к линии фронта. Часть ценностей отправили в Сасово, а профмарки на 3 млн. рублей, казначейские билеты на 781 тыс. рублей вывезли на Урал. Транспортом служили истощенные лошади, которые в день могли преодолеть не более 12-16 км и порой падали замертво. Охраны на всех не хватало, чаще всего за груз отвечали обычные сотрудники, вооружившиеся винтовками.

 

Из 15 филиалов, которым угрожала оккупация, 14 эвакуировались в срок. Не успело вывезти ценности и документы лишь Михайловское отделение. Денежные потери в результате составили 750 тысяч  рублей. Управляющий Гаврилин позже объяснил: ему не хватило времени, так как город к моменту начала эвакуации уже был захвачен немцами. Минуя патрули, он смог доставить в Рязань лишь два мешка денег. Гаврилин был осуждён, а возглавлявший областную контору Иван Алексеевич Федотов Правлением Госбанка снят с должности. Это был единственный случай потери части денежных средств из банковских фондов в годы войны на территории Рязанской области.

 

«Хотя филиалы и вернулись в свои здания уже в декабре, это не значит, что удалось вернуться к довоенному режиму работы. Нехватка кадров и огромный объем операций сохранялись вплоть до 1945 года, - рассказывает заместитель управляющего Отделением Рязань ГУ Банка России по ЦФО Елена Морозова. – В 1944 году в городском управлении областной конторы один кредитный инспектор обслуживал и проверял финансовое состояние 156 колхозов Рязанского и Мервинского районов; инспектор по контролю за фондами зарплаты контролировал 66 промышленных и 414 бюджетных и хозрасчетных организаций;  инспектор по кассплану проверял кассовую дисциплину в 103 торгующих, 486 хозрасчетных организациях, 12 организациях связи, 36 сберкассах, 15 объединениях».

 

Вместо компьютера – счёты и карандаши, копировальный аппарат заменяла копировальная бумага. Но главное правило учетной работы соблюдалось – ошибок быть не должно. И на решение этой задачи были направлены все силы.

 

Татьяна Чикина

пресс-секретарь Отделения Рязань ГУ Банка России по ЦФО

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 39 40 41 42 43 ... 78