14 декабря 2020

Махорка для фронтовиков

Главы из книги «Это наша с тобой биография». Вспоминает Мария Ивановна Шубина

Махорка для фронтовиков

Когда началась война, мне ещё не исполнилось и 9-ти лет. Папу – Ивана Дмитриевича Шулепина – забрали на фронт, мама – Елена Григорьевна – осталась одна с тремя малолетними дочками.

Я была старшей, Нина – средней, а Ане не было и 3-х лет. Все тяготы по ведению домашнего хозяйства легли на детские плечи, ведь мама с утра до позднего вечера работала в колхозе.

Когда все мужчины из нашей деревни Косырёвка ушли на фронт, к сельхозработам начали привлекать школьников. Весной 1942 года, как только начало пригревать солнышко, нам поручили растить табак, в котором так нуждались наши солдаты. Плантация располагалась ближе к реке, ведь это растение требовало обильного полива. Пока рассада подрастала, её поливали дважды в день: до восхода и после заката солнца. Воду таскали в вёдрах, взбираясь по крутому берегу вверх. Всё лето мы окучивали и пропалывали свой огород. Табак вырастал выше человеческого роста, а ствол – такой толщины, что его рубили топором.

Просушенный табак измельчали и укладывали в деревянные ящики с надписью «Махорка», которые отправлялись на фронт. Для солдат перекур имел особое значение. «Покурил – на душе полегчало», – говорили фронтовики. Вместо спичек, которые отсыревали и ярко светились в темноте, красноармейцы использовали нехитрое приспособление, состоящее из двух кремней и шпагата (трута). Называли его «Катюшей», как и реактивную установку.

В то время ходил анекдот: «Встретил Сталин Гитлера и поспорил: у кого зажигалка лучше. Гитлер достал бензиновую, чиркнул – огонёк загорелся. Сталин дунул – потухло. Разозлился Гитлер и говорит: «Свою показывай». Достал Сталин «Катюшу», стукнул по кремню, искры посыпались, трут затлелся. Гитлер дунул – стало ярче тлеть, ещё дунул – опять не тухнет. Так и дул, пока от натуги ноги не протянул».

Долгими зимними вечерами при свете коптилки – масляной лампы – мы шили кисеты. На одной стороне вышивали красными нитками слова: «За Родину», «Бей фашистов», «Возвращайся живой». Набивали кисеты махоркой и туго затягивали шнурком. Когда весь табак был расфасован и отправлен на фронт, брались за вязание.

В деревне имелась шерстобитка – приспособление для расчёсывания овечьей шерсти. До войны вал машины вращали лошади, а когда всех коней отдали на фронт – женщины и дети. Распушенную шерсть спрядали в толстую нить, из которой вязали тёплые носки и варежки. Специально для стрельбы из винтовки мы вязали двупалые рукавицы с отдельными ячейками для указательного и большого пальцев. В них мы вкладывали записочки с пожеланием Победы и скорейшего возвращения домой.

Каждая из нас мечтала, чтобы варежки или носки попали бы к отцу, поэтому делали эту работу с душой.

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 74 75 76 77 78