2 марта 2016

Адмирал из касимовской глубинки

В марте исполняется 230 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка — знаменитого мореплавателя, исследователя Камчатки и Аляски адмирала Александра Павловича Авинова

Александр Потапов |
Адмирал из касимовской глубинки

В марте исполняется 230 лет со дня рождения нашего выдаю­щегося земляка — знаменитого мореплавателя, исследовате­ля Камчатки и Аляски адмирала Александра Павловича Авино­ва (1786-1854).


В мещерской глубинке


Родился Александр Павло­вич 18 марта 1786 года в ро­довом имении Василёво Ка­симовского уезда. Надо ска­зать, дворянский род Авиновых известен ещё со времён Михаила Фёдоровича — пер­вого царя из династии Рома­новых. Во времена Петра I зе­мельный надел в отдалённом уголке Мещёры получил пра­дед будущего адмирала. И не одно поколение дворян Авиновых родилось в Василёве. Время от времени к имению прирезались соседние пусто­ши, сенокосные луга и лесные угодья, но судя по тому, что в Василёве к моменту рожде­ния Александра только 82 ре­визские души насчитывалось, не могли Авиновы похвастать­ся богатством.


О жизни Авинова в Василё­ве достоверных сведений не сохранилось. Но судя потому, что уже вскоре после рожде­ния наследника вотчины име­ние было взято в опеку, Алек­сандр рано лишился родите­лей. «Оставив отеческий дом в малолетстве, впоследствии, по смерти родителя моего, я не мог отыскать в его бума­гах грамоты на дворянство...» И немудрено! В соответствии с предположением писатель­ницы-краеведа Ирины Крас­ногорской, следует понимать «малолетство» Авинова имен­но как годы младенчества.


Под флагом Нельсона


В 1796 году, когда Алексан­дру исполнилось десять лет, он был определён в Морской кадетский корпус. А в Петер­бурге тогда на кораблях Бал­тийского флота служил дядя Авинова — вице-адмирал Ску­ратов. Он-то, очевидно, и по­хлопотал за своего племянни­ка-сироту. С тех пор вся жизнь Авинова была связана с мо­рем, тем более что в молодос­ти он служил под началом прославленного английского ад­мирала Нельсона.


0_7d5d0_9d2b7f74_XL.jpg

Авинов участвовал под командо­ванием Нельсона в знаменитой Трафальгарской битве


В те времена в Англии, по­жалуй, не было человека из­вестнее выигравшего немало сражений Горацио Нельсона.


Англия воочию станови­лась новой владычицей морей, отобрав у Испа­нии лидерство. Поэтому неслучайно Россия буду­щих морских офицеров направляла в Туманный Альбион перенимать опыт английских мореплавате­лей. Александр Авинов в Морском корпусе «при­обрёл общее расположе­ние начальства успехами в науках и отличным пове­дением», числился одним из лучших кадетов и удо­стоился чина гардемари­на, а затем — унтер-офи­цера. Поэтому неслучай­но 18 сентября 1803 года он в числе пятерых сото­варищей был отправлен на пять лет в Англию.


В составе эскадры ан­глийского флота Авинов участвовал под командо­ванием Нельсона в знаменитой Трафальгарской битве. Это было время, ко­гда наполеоновская Франция в союзе с Испанией стреми­лась к господству на Среди­земном море. Но английская эскадра под командованием Нельсона в августе 1805 года блокировала в заливе Кадис франко-испанский флот и от­резала тому выход через Ги­бралтарский пролив в Среди­земное море. Жестокое мор­ское сражение разразилось около испанского мыса Тра­фальгар 21 октября. Франко-испанский флот Пьера-Шарля де Вильнёва был полностью разгромлен, что обеспечило Англии господство на море. А подробности участия Авино­ва в сражении скрыты за пе­леной времени, но рассказы­вают, что незадолго до своей гибели легендарный адмирал заметил усердие российско­го офицера.


К далёким берегам


Морская выучка в Англии не пропала даром. Умение Алек­сандра Павловича было заме­чено: Авинов получил чин лей­тенанта, ходил по водам Бал­тики под парусами нескольких военных судов, участвовал в морских баталиях и был на­граждён серебряной медалью в память о вступлении 19 мар­та 1814 года русских войск в Париж.


Авинов.jpg

А. П. Авинов


А во всю силу талант мореплавателя-касимовца развер­нулся во время дальних мор­ских экспедиций. Лейтенант Авинов в 1819-1820 годах со­вершил кругосветное путеше­ствие под командованием ка­питана Васильева на шлюпе «Открытие». Команда совер­шила немало открытий. Через Берингов пролив шлюп про­шёл в Чукотское море и углу­бился к северу значительно дальше, чем когда-либо про­рывались другие суда. Алек­сандр Павлович во время кру­госветки обследовал берега Аляски, наносил очертания её берегов на карту, а также новооткрытые острова. Как сви­детельствовал один из доку­ментов, «старанием северно­го отряда определены и опи­саны берега Ледовитого моря и иных мест...». За успехи в плавании на шлюпе «Откры­тие» Авинов удостоился чина капитан-лейтенанта.


А спустя несколько лет он, будучи уже в чине ка­питана 2-го ранга, ступил на командирский мостик фрегата «Лёгкий». Коман­довал в 1823-1827 годах 84-пушечным кораблём «Гангут». Принимал уча­стие в знаменитом Наваринском сражении у бе­регов Греции, в котором русско-английско-французское соединение ко­раблей разбило турецко-египетский флот. Победа поспособствовала осво­бождению Греции от ту­рецкого владычества.


37976_or.jpg

Члены Адмиралтейств-совета


Дальнейшая судьба мо­реплавателя была тесно связана с Чёрным морем. В 1834 - 1837 годах Александр Павлович, будучи в звании контр-адмирала, исполнял должность на­чальника штаба Черно­морского флота и портов, затем, до 1841 года, как вице- адмирал командовал Севастопольским портом, после чего занял должность военно­го губернатора Севастополя.


За доблестную службу был он награждён орденами Свя­того Владимира 3-й и 2-й сте­пеней, Святой Анны 1-й сте­пени и Белого орла, ордена­ми иностранных государств: французским, английским и греческим.


В Петербург!


После, пятнадцати лет служ­бы на юге Авинов в 1849 году был переведён в Санкт-Пе­тербург, назначен членом Адмиралтейств-совета. Произ­ведён в полные адмиралы в 1852 году. 10 июня 1854 года в Петербурге состоялось че­ствование Авинова по случаю пятидесятилетия его службы. Юбиляр был пожалован золо­той табакеркой с портретом императора.


admiralteistvo.png

Последние годы жизни Авинов прослужил в Адмиралтействе


Скончался Александр Пав­лович в том же году. С нача­лом осенних холодов просту­дился, слёг и уже не поднялся... 16 октября адмирала по­гребли в Воскресенском мо­настыре Петербурга.


К сожалению, память о вы­дающемся мореплавателе не увековечена ни памятником, ни бюстом на его родной ка­симовской земле. И утешает лишь то, что одна из школ го­рода носит его имя.


Александр Потапов

«Панорама города» № 9 (1031) 2 марта 2016 г.



Читайте также
Загрузить еще
1 ... 73 74 75 76 77 78