Что такое современная образовательная среда?
1 - 2 октября в Москве проходит международная конференция EDCrunch, в рамках которой состоялась презентация исследования
Современная образовательная среда способна играть роль «третьего учителя» (после родителей и педагогов), это позволяет значительно улучшать образовательные результаты. Только при наличии большого количества участников в общей дискуссии, позволит развить лучшие практики в этом направлении.
Об этом сказано в исследовании корпорации «Российский учебник» и Московского городского педагогического университета (МГПУ) при аналитической поддержке Всемирного банка. Перед исследователями стояла задача определить понятие «современной образовательной среды» в международном и российском контексте, зафиксировать лучшие практики в данной сфере и описать критерии ее оценки.
Основные компоненты современной образовательной среды, которые выделяют эксперты: взаимодействие участников, физическое пространство, цифровая среда и структура образовательной программы.
В настоящее время образовательная среда позволяет комбинировать различные механизмы и инструменты процесса обучения, так как она объединяет все элементы системы образования. В связи с этим, она становится «третьим учителем» после родителей и собственно педагогов.
Какие же определения дали участники исследования понятию "современная образовательная среда"?
Среди критериев были выделены: трансформируемость, осмысленность, полифункциональность, системность, открытость, доступность, мобильность и пр. А среди характеристик – предметно-пространственную организацию, архитектуру здания (не только для учебных помещений), методическую оснащенность, цифровые технологии, оборудование, навигацию, подготовку педагогов и социальные и культурные ресурсы района, города, страны, мира. Среди барьеров – консерватизм и закрытость участников сообщества, нормативные положения.
Как сообщил вице-президента корпорации «Российский учебник» Максим Лозовской, педагогов необходимо обучать работать в новой среде, так как инфраструктура станет образовательной средой только при наличии субъектов образовательного процесса.
Мария Устинова - аналитик Всемирного банка добавила, что, среднестатистический 15-летний ученик из стран ОЭСР проводит 7,538 часов внутри школьных знаний; а исследования подобного рода нужны для обеспечения долгосрочного эффекта от всех инвестиций в образование.
Программа выступлений и трансляции мероприятий доступны на сайте