1 декабря 2017

Спохватились

Минобрнауки России всё же намерено подготовить единую отраслевую стратегию развития российского образования. На пробел в работе министерства указал глава Комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслав НИКОНОВ, обративший внимание на тот факт, что закон о стратегическом планировании принят, а стратегии развития образования до сих пор нет.

Спохватились

- Образование и наука определяют будущее любого государства, - конста­тировал Вячеслав Никонов. - Современный мир - это мир знаний. Он очень динамично развивается, а систе­ма образования и науки является одной из самых крупных в обществе и эконо­мике. Это 35 миллионов человек, из ко­торых 30 миллионов учатся, а 5 мил­лионов учат.

Никонов сообщил, что консолидиро­ванный бюджет образования составляет 3,2 триллиона рублей, а к 2020 году до­стигнет 3,8 триллиона рублей.

- В тоже время, - заметил Вячеслав Никонов, - образование - одна из са­мых долгоиграющих отраслей. Для того чтобы подготовить специалиста со среднеспециальным образованием, требуется 17 лет, с высшим —19 лет. И если сегодня что-то менять, то резуль­тат будет заметен только к концу 30-х годов.

Но мир меняется стремительно: каждые два года объём знаний, накоплен­ных человечеством, удваивается. Кар­динально меняется ситуация на рынке труда. С развитием технологий и искусственного интеллекта многие традици­онные специальности будут исчезать. В их числе могут оказаться водители, продавцы. Перспективными станут спе­циалисты 3D технологий, которых пока в России не готовят.

- Возникает вопрос, как мы станем приспосабливать своё общество, пото­му что именно это будет определять конкурентоспособность нашей страны на международной арене, - отметил Никонов. - Мы существуем в очень жёстком окружении, где нашими оппо­нентами выступают страны, находящие­ся на самом передовом краю научно- технического прогресса.

Между тем закон о стратегическом планировании принят, а стратегии раз­вития образования до сих пор нет. При этом, по словам Вячеслава Никонова, существует огромное количество маленьких стратегий, подстратегий, кото­рые охватывают те или иные сферы об­разования, но не всё поле. Некоторые подотрасли, например дошкольное об­разование, вообще выпадают из стратегического планирования.

Первый заместитель министра обра­зования и науки Валентина ПЕРЕВЕРЗЕ­ВА сообщила, что в настоящее время министерство формирует межведом­ственную рабочую группу по подготовке отраслевой стратегии развития образо­вания. Проект должен появиться в пер­вом квартале 2018 года.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег СМОЛИН заявил, что развитие образо­вания - это вопрос национальной без­опасности.

- Давно доказана прямая связь ме­жду образованием и модернизацией в стране, - заметил он. - Но, несмотря на огром­ные деньги, которые идут на образование, государ­ственные расходы составляют всего 3,6% ВВП, а нужно как минимум 4,7%. Чем больше страна нуждается в модерниза­ции, тем выше должны быть расходы на образо­вание. Вторая проблема - статус педагогического работника. В 75 из 85 ре­гионов указ Президента РФ в части оплаты учи­тельского труда не испол­няется. Разрыв в учительской зарплате по регионам достигает 4,8 раза - от 20 тысяч до 96 тысяч рублей при сред­ней нагрузке 28 уроков в неделю. В стратегии нужно привязать зарплату учителей к средней по стране и зафик­сировать, что это плата за одну ставку.

Участники слушаний говорили о но­вом образовательном укладе, новых об­разовательных циклах, недостатке вы­сокопроизводительных и продуктивных рабочих мест. Отмечалось, что 25% уча­щихся не овладевают фундаментальны­ми знаниями в общеобразовательной школе. Предлагалось учесть все эти проблемы в будущей стратегии разви­тия образования и соотнести её со стратегией развития промышленности и рынка труда.

Галина Смирнова

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 72 73 74 75 76 ... 78