28 марта 2014

Странник, философ, актер

Зайдя к нам на чашку чая, Константин Кипарисов побеседовал с сотрудниками редакции «Малой Родины» о своих приключениях

Антон Сумин |
Странник, философ, актер

Серия «Интересные люди Рязани»: Константин Кипарисов

Наш сегодняшний гость весьма разносторонен. Константин интересуется реконструкцией, а также сценическим и боевым фехтованием. Работает грузчиком.  Путешествует по экзотическим странам. А еще он прошел кастинг и вошел в актерскую труппу питерского режиссера Виктора Крамера, поставившего в северной столице музыкально-театральный проект «Музыка серебряных спиц» по мотивам произведений Гребенщикова.

Зайдя к нам на чашку чая, Константин побеседовал с сотрудниками редакции «Малой Родины» о своих приключениях.

«Малая Родина»:

- Мы знаем, что 2011 году ты совершил путешествие по Непалу. Почему была выбрана именно эта далекая и загадочная страна, затерянная где-то в горах?

Константин Кипарисов:

- Образы Востока влекли меня с детства. Еще в дедовском доме со стен на меня глядели маски богов традиции бон, привезённые из Монголии. Одной из любимых книг была «Сказки народов Азии». Каждая история – притча с участием людей, животных, птиц, драконов, многоголовых демонов – была украшена иллюстрациями. Талантливый художник в мельчайших деталях изобразил дебри джунглей, горные ландшафты, храмы, убранство дворцов и садов знати, халупы нищих, где герои в национальных костюмах выясняли свои отношения, пытаясь найти ответы на непростые вопросы. Например, история про слепцов, трогающих слона за разные части тела и горячо спорящих, чем животное является на самом деле: канатом, листом, колонной, или метлой.

Одним из любимых отечественных мультфильмов и по сей день остаётся Маугли. «Посмотри, как прекрасен мир. В такое время мне бывает жаль, что я не родился бабочкой или цветком», - говорил старый Каа о весенних джунглях. Слова удава забылись, но суть осталась внутри. И однажды ко мне пришли новые слова из книги в магазине, открытой в случайном месте: «Человек, рождаясь, мягок и нежен. Умирая, он твёрд и напряжён». Мне стало интересно, что питает творческой энергией народы, создавшие чудесную музыку, философию, архитектуру и действенные практики для тела и ума? Наверное, они живут в волшебном месте, возможно в той самой стране, которая снится мне всю жизнь. И в определённый момент я понял, что надо искать. Из уймы перечитанных отчётов путешественников, просмотренных фото и видео, мы с моей боевой подругой остановили свой выбор на самой высокогорной стране - Непал.


- Расскажи о своих впечатлениях и эмоциях. Какие точки маршрута оказали на тебя самое сильное влияние?


- Контрасты Катманду. Красота и разруха – как эрос и танатос. Неумолимая судьба, бардак спутанных маршрутов, кутерьма средневекового балагана, Боги, восседающие на горах мусора, а головой пребывающие среди девственных снегов гималайских пиков. Два лица города –  гирлянды ароматов, шумные тела, калейдоскоп всевозможного транспорта, священные  коровы, кричащие вывески дня, и мёртвое молчание каменного лабиринта ночью, опустошение комендантского часа, кремация на реке Багамати.

В горах был очень пронзительный момент – с небольшой площадки открылся вид на снежный бриллиант – восьмитысячник Дхаулагири. 

Философия гор.jpg

Философия гор

Ослепляющее солнце, запахи земли и леса, зелёный горный ландшафт со ступенями рисовых полей окружили нас панорамой. Сверху было видно, как у отдалённого домика девочка лет десяти сидит на лавке, болтая ногами. А тут, наверху, бабочки и невзрачное святилище за каменной кладкой. Оказалось это храм нагов – человеко-змей. Рассыпанным повсюду красным порошком мы нанесли на свои лбы тилаку – точку, и зажгли благовония у открытки с изображением МанасиДеви – королевы змеелюдей. Забавно, что на шее у меня висел талисман в виде птицы Гаруды, которая является победителем нагов. Конфликт, как известно, фундамент любого действия, но в моей сказке всегда побеждает любовь.

Конечным пунктом нашего скромного восхождения стал храм освобождения, где индуистские святыни соседствуют с буддийскими - Муктинатх.  Место паломничества расположилось в одноимённой долине близ деревни Ранипуа, на высоте 4000 метров,  соседствуя с женским буддийским монастырём. В высокогорье уже была осень. Молчание снежного хребта, нависшего над холмистой пустыней долины,  сдержанно улыбающейся тесьмой жёлтых невысоких тополей, показалось фатальным.  В этом месте я особенно остро ощутил насколько далеко от дома.

Волшебный мир Непалаjpg

Вот так выглядит этот волшебный мир


- Вернемся к разговору. Как тебе непальская культура и обычаи?

- Внутренняя жизнь непальцев при всей внешней открытости и гостеприимности, временами даже навязчивости, остаётся недоступной, поэтому мои суждения о культуре народа весьма поверхностны. Тем не менее, их лихая жизнь, кажущаяся для многих наших соотечественников нищенским прозябанием, мне показалась счастливой; радостная улыбка редко покидает лицо бедного непальца, а наши состоятельные граждане зачастую мрачны и чересчур сосредоточенны.

Национальный колорит Непала.jpg

Национальный колорит загадочной страны


Контрасты Непала.jpg

Местные жители предпочитают зонтики от солнца

Опечалил факт, что в процессе культурного обмена, азиаты, научившиеся изготавливать пластик, не стараются его грамотно утилизировать. По традиции все пищевые отходы выбрасываются в жёлоб сточной канавы, тянущейся вдоль всей улицы, где они перегнивают либо их подбирают шудры - нищие, и доедают собаки. С пластиком такая история не работает - он так и валяется,  соседствуя с многочисленными святилищами богов, и забивает ручьи и реки в черте города. Слава Богу, что в горы пешком много мусора не поднимешь. Там мне встречались даже пакеты из биоразлагаемого пластика. Но цивилизация несёт не только плюсы, и, боюсь, вскоре многие пешие маршруты могут погибнуть, превратившись в пыльные автотракты.

Но несмотря на бытовой упадок и пережитую революцию, вера непальцев по-настоящему искренняя. Там повсеместно встречаются украшенные цветами храмы. Из каменных домиков выглядывают  изваяния многорукого, слоноголового Ганеши, в каменных  углублениях в земле я видел статуи рыб. А к крысе совсем другое отношение, нежели у нас.


- Ты вернулся в Россию. И в 2012 году ты прошел кастинг и был взят в театральную труппу режиссера Крамера. Ты жил в Питере. Вы ставили «Музыку серебряных спиц». Что подвигло тебя принять участие именно в этом проекте?


- Увидев, что послужит основой спектакля, и каким языком написано обращение, я решил, что зовут именно меня. Творчеством хотят заниматься многие, но очень малая часть людей несёт это желание всю жизнь. В определённый момент бытовые вопросы формируют жизнь таким образом, что в свободное время индивиду хочется только отдыхать, а время его занятости обусловлено процессами далёкими от музыки, поэзии, и танцев. В итоге, если он не желает плыть по течению, то остаётся в одиночестве на берегу, потому, что все бывшие спутники уже сели в лодки, в которых ему нет места. Музыка серебряных спиц - это строчки из совсем другого сценария, в котором человек преодолевает обыденность, побеждает в себе раба и труса, и, поверив в реальность сказки взлетает над миром.

Константин и его страус.jpg

Константин и его страус

От редакции: «Музыка серебряных спиц» — мюзикл по песням Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». Премьера была запланирована как подарок Гребенщикову на 60-летие. Театральные критики называли этот проект «одним из самых оригинальных открытий сезона».

 После премьеры с Борисом Гребенщиком.jpg

После премьеры с Борисом Гребенщиковым


- Как проходили этапы кастинга? Несколько слов об участниках и преподавателях.


- Кастинг проходил в несколько этапов. Я приезжал из Рязани в Питер, жил на съемной квартире. Для меня было очень важным моментом попасть на этот проект. После того, как из всех претендентов отобрали будущих участников спектакля, началась учеба. Нам предстояло многому научится: основам акробатики, кукловодству, умению ходить на ходулях, прыгать на прыгунах-«джамперах», жонглированию, езде на одноколесном велосипеде-моноцикле… И, конечно же, очень много петь и работать над сценическими этюдами.


- А что тебе самому понравилось больше всего?

- Хватался за всё и сразу, очень хотелось преуспеть в разных направлениях. Но это, к сожалению, было не реально потому, что многие вещи требовали долгих лет обучения. Но я был очень рад возможности прикоснуться к этим дисциплинам и пообщаться с Мастерами. Обстановка совместного обучения с увлечёнными людьми подстёгивает, помогает собраться, и даже непростые физически вещи с поддержкой и соперничеством, со смехом и бранью, а главное - с чётко поставленной целью, осваиваются намного быстрее. Режиссёр Виктор Крамер и команда, грамотно подошли к распределению ролей, исходя из талантов артистов, и полученных в процессе обучения навыков. В итоге вышло так, что люди работали на сцене с материалом, требующим именно лучших своих профессиональных качеств, проистекающих из любимых занятий. В процессе обучения  я достаточно быстро поехал на моноцикле и побежал на ходулях, чем обязан хорошей мышечной памяти,  развитой фехтованием в театре сценического боя "Сферон" Андрея Медведева, и навыкам баланса, данным педагогом школы жонглёров "Ого" Майей Родионовой.

Педагоги по хору – Марина Киреева, и вокалу Ирина Чехова – заслужили все луговые цветы! Низко кланяюсь перкуссионисту, мастеру по изготовлению инструмента «кахон», Гагику Бежаняну. А хореографу, и педагогу по танцевальной импровизации Алисе Панченко надо при жизни возвести розовый памятник где-нибудь в кольцах Сатурна. Также в космос, в века стоит запустить записанный на аудионоситель искромётный смех режиссёра Галины Ивановны Бызгу, без которого ни обходился ни один урок актёрского мастерства.


- Если можно, вкратце своими словами опиши сюжет постановки.


- Человек может летать. Даже если он всю жизнь жил в российской провинции, даже если он менеджер среднего звена, даже если по пятницам он в ноль, и до дрожи в коленях боится высоты. А нужно для этого всего-навсего - волшебство и любовь.

Сюжет соткан из песен Гребенщикова и изобилует сюрреалистическими персонажами. В постановке у меня было несколько интересных ролей. Например, я был наездником на страусе. Страус был частью бутафории, одевался сверху как часть одежды. Чтобы сродниться со страусом, мне требовалось хорошенько попотеть на джамперах. Больших усилий для вживания в роль не потребовалось, так как я во многом и есть неугомонный дикарь. Другой персонаж над которым пришлось поработать – «начальник таможни Брат Забодай». Еще мы были «жителями Вавилона», «духами тумана», матросами, катающимся верхом на женщинах… И все эти пляски происходили вокруг огромного, по театральным меркам, паровоза.


- Есть информация, что замечательный чудо-паровоз для спектакля был изготовлен на средства, собранные по методу краудфандинга. Как возникла эта идея? На какой электронной площадке собирались средства? Чем был так особенен этот паровоз? Во сколько он обошелся? Были ли какие-либо курьезы, связанные с этим паровозом во время репетиций или самого спектакля?


- Кому из команды Крамера пришла свыше эта идея, я не знаю, но она однозначно была удачной. За три месяца на сайте planeta.ru было собрано больше миллиона рублей, так, что проект получился воистину народным.

Разработкой паровоза занимались люди из оборонки, весит он больше тонны, платформа, на которой закреплён каркас при помощи системы домкратов, принимает всевозможные положения, паровоз управляется специально обученным человеком, конструкция колеса вполне позволит ему перемещаться по поверхности Луны или Марса. Возможно, в первую межгалактическую войну, президент земли отправится в космос именно на нём.

Тот самый паровоз....jpg

Тот самый паровоз.

Мне вспоминается забавный случай, не связанный с паровозом, а с велосипедом "тандем", сделанным из двух унициклов, сваренных вместе. Руль, являющийся просто точкой контроля баланса, находился посередине, поворачивалось лишь одно колесо; сидящий на нём  мог ехать только спиной вперёд. Что должен был делать второй, оставалось загадкой.  Непокорённый никем "монстр", целый месяц простоял за кулисой театра Мюзик-Холл, пока на сцене не появился человек, готовый вместе со мной его укротить - это был капоэйрист и вокалист Виктор Сотник. После репетиции, напевая, что-то из "Аквариума", мы смогли немного освоить тандем. Когда на следующее утро работники сцены решили переставить велосипед, я пошутил: - мол, не распиливайте только, и мне ответили – конечно не будем. Но когда вечером мы собрались продолжить обучение,  тандема мы не обнаружили. Оказалось, что из-за бесполезности руководство решило его действительно распилить пополам! Мы начали борьбу за жизнь подопечного: стали срочно искать администраторов, которые могут позвонить техникам, которые могли дозвониться в мастерскую, где никто не отвечал. Добрались аж до Крамера. В итоге "монстр" был спасён.

Так выглядела театральная сцена.jpg

 Так выглядела театральная сцена


- Пару слов о премьере и последующих событиях. Какова была реакция БГ? Как реагировала публика? Как вы отмечали это событие в узком кругу артистов?


- Борис Борисович опоздал на поезд, чтобы узнать, чем же закончится эта безумная история. Ему было любопытно посмотреть на артистов в закулисье. Он очень живо с нами пообщался в антракте. Улыбки у всех были до ушей. На поклоне, БГ устроил салют из жёлтых тюльпанов - одарив артистов благодарностью. Публика аплодировала стоя.

После премьеры был фуршет в "Строганове". Напились даже те, кто вообще не употребляет, настолько велика была радость. У нас получилось!

Среди гостей пришедших поздравить труппу были такие персоны как Полунин, Дебижев, Дибров. Актёр, режиссёр и известный дебошир Александр Баширов пожелал артистам побольше хорошего секса, чуть не подрался с актёром Сашей Маковским - в общем, создал атмосферу лихой вечеринки. Дибров же напротив, взял высокую интеллектуальную планку и до самого утра  играл с артистами в "Кто хочет стать миллионером".


- Вот сейчас, уже имея за плечами опыт проекта такого уровня, не возникала ли у тебя мысль попробовать силы в шкуре режиссера-постановщика собственного, пусть небольшого и любительского, проекта? Какое произведение, к примеру, ты бы смог организовать силами своей команды ребят из фирмы грузоперевозок? Какая роль досталась бы твоему коллеге Григорию Кольцову?


- Командой из грузоперевозок тут не обойтись. Потребуются дворники, каменщики и лесорубы, пекарь, сапожник, пасечник, садовник, бригада швей, одна молочница, две медсестры и адвокат. Все они будут много работать и мало зарабатывать. Им придётся читать стихи Есенина задом наперёд, стоя на ходулях, и петь русские народные песни, вися вниз головой. Каменщики будут строить страшные многоквартирные дома, садовник - продавать зелёные зоны под застройку, дворник - мусорить, молочница – бодяжить глютен с водой, а адвокат станет всех их защищать в суде. Кольцов сыграет учёного антрополога, сына английского колониста и девушки племени майя, лично знакомого с Троцким, Фридой Кало, и Понтием Пилатом. Персонаж Григория владеет маньчжурской боевой каллиграфией, он прилетел в город N на дирижабле с огромным биноклем. Его миссия - спасение вымирающего вида - европейского щитня.


- А если серьезно, то есть ли желание попробовать поступить на артистическое отделение или ты по своему внутреннему складу вольный художник?


- Информационный шум и дисциплина госучреждений всегда мешали мне сосредоточиться и уловить суть обучения. А она для меня такова: есть два качества - страх и лень. Это тормозящие механизмы, спасающие человеческую жизнь. Но без воли невозможно ими управлять, а если этому не научиться, то невозможно достичь успеха. Думаю самое главное - это формировать волевое намерение изменить себя, но выбирать путь с сердцем, и не идти против пути вещей.


Беседовал Антон СУМИН

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 39 40 41 42 43 ... 78