6 декабря 2013

Царские куклы

Этой осенью Рязанский кремль посетили правители и государственные деятели прошлого. Правда, рост «высоких» гостей не превышал 40 см. Все они — плоды кропотливого труда Людмилы Кулешовой, рязанской художницы, специализирующейся на изготовлении кукол.

Марина Левина |
Царские куклы

Этой осенью Рязанский кремль посетили правители и государственные деятели прошлого. Правда, рост «высоких» гостей не превышал 40 см. Все они — плоды кропотливого труда Людмилы Кулешовой, рязанской художницы, специализирующейся на изготовлении кукол.

Прообразами ее работ становятся как русские, так и иностранные короли и цари, а также полководцы, офицеры, фрейлины и другие исторические персонажи, ярко представляющие свою эпоху (с 15 по 21 века). Здесь и Лжедмитрий I, и Генрих II, и Наполеон, держащий за ручку Жозефину, и многие другие. Исключение – лишь кукла Анны Карениной. Хотя она является частью литературного мира, а не исторического прошлого, Людмила Петровна решила воплотить в творчестве впечатливший ее образ героини, чье платье из черного бархата отличается особой изысканностью.

35f9cedd11e5c5b2958ef7b1c92d53a3.jpg

С чего же началось необычное увлечение? Сама мастерица говорит, что к творчеству пришла почти случайно:

– Когда внучка Наташа училась в шестом классе – это было в 2009 году – ей в школе дали задание: принести поделку, созданную вместе с кем-то из взрослых. Работу требовалось посвятить 16 веку на Руси. С чем ассоциируется это время? Конечно, с правлением Ивана Грозного… Через пять дней труды завершились, и появилась первая кукла. Ее мы подарили школе, но я подумала: раз уж начало положено, почему бы не продолжить?

Глядя на костюмы царственных особ, невозможно не отметить скрупулезность их изготовления. Искусно расшиты каждый воротничок и манжет! А ведь на создание некоторых особо замысловатых элементов уходит более четырех часов. Причем речь идет не только о детальности одеяний, но и об их достоверности. Еще до начала творческого пути художница серьезно увлекалась историей костюма. В ее доме немало книг, позволяющих подробно изучить традиции пошива того или иного предмета гардероба, распространенного в определенный исторический период. Даже прически, усы и бороды подобраны в строгом соответствии с модой конкретного времени.

879f38e4f09302d998859f409f74c37c.jpg

Долгое время мастерица использовала для лиц технику папье-маше. Это весьма трудоемкий, а главное, длительный процесс. Сначала необходимо вылепить основу из пластилина, затем оклеить кусочками подготовленной бумаги и продолжать добавлять ее слои, пока изделие не обретет достаточную прочность. Однако и при столь непростой процедуре умелым рукам Людмилы Петровны удавалось придавать безошибочно узнаваемые черты внешности Ивана Грозного, Франциска I, Екатерины II и т.д. В последнее же время художница перешла на холодный фарфор, что еще более увеличило сходство.

По профессии Людмила Кулешова инженер-строитель. У нее нет специальной мастерской, но, загоревшись желанием заняться искусством, она не только накопила огромный творческий багаж, но и заслужила международное признание. С 2009 года художница создала более 140 кукол! Правда, в личной коллекции сейчас находятся порядка 90, а на выставку попало около 60. Остальные либо нашли новых хозяев, либо отправились в музеи различных стран мира. Удивительные произведения Людмилы Кулешовой регулярно занимают призовые места на конкурсах в Германии, Польше, Чехии, Австрии и многих других.

Выставка завершает работу 20 декабря, но вы можете познакомиться с подробной фотогалереей работ художницы на ее личном сайте.

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 72 73 74 75 76 ... 78