15 октября 2014

Поэты - все единой крови

Пятнадцатого октября нынешнего года исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Он был одним из любимых поэтов нашего выдающегося земляка Сергея Есенина, да и вообще в жизни и творчестве того и другого случалось не¬мало знаменательных совпадений

Александр Потапов |
Поэты - все единой крови

Пятнадцатого октября нынешнего года исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Он был одним из любимых поэтов нашего выдающегося земляка Сергея Есенина, да и вообще в жизни и творчестве того и другого случалось не­мало знаменательных совпадений.

 

В ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА

Сергей Есенин активно на­чал писать стихи уже во время учёбы в церковно-учительской школе Спас-Клепиков. Юный стихотворец сделался заяд­лым книгочеем. Как вспоми­нал П. Хобачёв, однокашник Есенина «часто он оставался после занятий в классе и си­дел в углу с книжкой».Читал Сергей в основном русскую классику, в особенности мно­го времени он уделял Пушки­ну, Лермонтову, Некрасову и Никитину.

«Стихи Есенин начал писать в первый год своих занятий, — вспоминал учитель русского языка и литературы Е. М. Хитров. — Первое произведение, которое меня поразило, было стихотворение «Звёзды». По­мню, я как-то смутился, будто чего испугался. Сказал ему, что стихотворение очень мне понравилось, что его даже на­печатать можно».

Вот зачин есенинского сти­хотворения:

Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Нетрудно заметить, что не обошлось здесь без влияния Михаила Лермонтова:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

 С милого севера в сторону южную.

Тот же лермонтовский ритм, тот же запев имеют и другие стихотворения юного Есенина — «Думы печальные, думы глубокие...», «Капли жемчуж­ные, капли прекрасные...». В данном случае следует вести речь скорее не о подражании, а о влиянии лирики Лермон­това на поэтическое творче­ство юного Есенина, который стремился проникнуть в тай­ны мироздания, понять зако­ны бытия и осмыслить себя в этом мире.

 

ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С ПСЕВДОНИМА...

Лермонтовские темы и мо­тивы слышатся также и в зре­лой лирике Есенина. Вот его всесветно известные строки:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль...

 При чтении этих есенинских строк невольно приходят сти­хи Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха.

Пустыня внемлет Богу,

 И звезда с звездою говорит...

 

То же мироощущение, та же картина необъятного просто­ра, те же грустные раздумья о невозвратном былом...

Так уж совпало, что первые стихотворения Лермонтова и Есенина появились в журна­лах под псевдонимами и от­носились к пейзажной лири­ке. Самая первая публикация Михаила Лермонтова — сти­хотворение «Весна», которое появилось в 1830 году в жур­нале «Атеней» и было подпи­сано буквой L:

Когда весной разбитый лёд

Рекой взволнованной идёт,

Когда среди лугов местами

Чернеет голая земля,

И мгла ложится облаками

На полуюные поля,

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей...

А первая публикация певца рязанского раздолья состоя­лась в первом номере журна­ла «Мирок» за 1914 год и была подписана «Аристон». Так уви­дело свет стихотворение «Бе­рёза», которое ныне не только читают наизусть, но и поют: Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром...


НЕСБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ

Известно, что Лермонтов в последний год жизни не один раз заводил речь об основа­нии своего собственного жур­нала. «Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести своё самобытное и об­щечеловеческое, — заявлял он. — Мы в своём журнале не будем предлагать обществу ничего переводного, а только своё собственное».

Собственное издание также намеревался завести и Есе­нин. В марте 1925 года он на­чал формировать редколле­гию задуманного им альмана­ха «Поляне» и составлять план издания. 27 марта 1925 года Сергей Александрович писал одному из своих адресатов: «...Окончательно редколле­гия сконструирована в следу­ющем виде: Вс. Иванов, Пав. Радимов, я. Список ближай­ших сотрудников будет пред­ставлен Вс. Ивановым или На­седкиным».И таким образом, выходит, что Сергей Есенин в последнюю поездку в Ленин­град отправился не умирать, а жить и издавать альманах. В Северной Пальмире он, оче­видно, надеялся на поддерж­ку Кирова и других влиятель­ных людей страны.

Увы, преждевременная кон­чина помешала и Лермонтову, и Есенину осуществить заду­манное.

Александр Потапов. "Панорама Города" №42 (959)

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 72 73 74 75 76 ... 78