Поэты - все единой крови
Пятнадцатого октября нынешнего года исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Он был одним из любимых поэтов нашего выдающегося земляка Сергея Есенина, да и вообще в жизни и творчестве того и другого случалось не¬мало знаменательных совпадений
Пятнадцатого октября нынешнего года исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Он был одним из любимых поэтов нашего выдающегося земляка Сергея Есенина, да и вообще в жизни и творчестве того и другого случалось немало знаменательных совпадений.
Сергей Есенин активно начал писать стихи уже во время учёбы в церковно-учительской школе Спас-Клепиков. Юный стихотворец сделался заядлым книгочеем. Как вспоминал П. Хобачёв, однокашник Есенина «часто он оставался после занятий в классе и сидел в углу с книжкой».Читал Сергей в основном русскую классику, в особенности много времени он уделял Пушкину, Лермонтову, Некрасову и Никитину.
«Стихи Есенин начал писать в первый год своих занятий, — вспоминал учитель русского языка и литературы Е. М. Хитров. — Первое произведение, которое меня поразило, было стихотворение «Звёзды». Помню, я как-то смутился, будто чего испугался. Сказал ему, что стихотворение очень мне понравилось, что его даже напечатать можно».
Вот зачин есенинского стихотворения:
Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Нетрудно заметить, что не обошлось здесь без влияния Михаила Лермонтова:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Тот же лермонтовский ритм, тот же запев имеют и другие стихотворения юного Есенина — «Думы печальные, думы глубокие...», «Капли жемчужные, капли прекрасные...». В данном случае следует вести речь скорее не о подражании, а о влиянии лирики Лермонтова на поэтическое творчество юного Есенина, который стремился проникнуть в тайны мироздания, понять законы бытия и осмыслить себя в этом мире.
ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С ПСЕВДОНИМА...
Лермонтовские темы и мотивы слышатся также и в зрелой лирике Есенина. Вот его всесветно известные строки:
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль...
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха.
Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит...
То же мироощущение, та же картина необъятного простора, те же грустные раздумья о невозвратном былом...
Так уж совпало, что первые стихотворения Лермонтова и Есенина появились в журналах под псевдонимами и относились к пейзажной лирике. Самая первая публикация Михаила Лермонтова — стихотворение «Весна», которое появилось в 1830 году в журнале «Атеней» и было подписано буквой L:
Когда весной разбитый лёд
Рекой взволнованной идёт,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей...
А первая публикация певца рязанского раздолья состоялась в первом номере журнала «Мирок» за 1914 год и была подписана «Аристон». Так увидело свет стихотворение «Берёза», которое ныне не только читают наизусть, но и поют: Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром...
Известно, что Лермонтов в последний год жизни не один раз заводил речь об основании своего собственного журнала. «Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести своё самобытное и общечеловеческое, — заявлял он. — Мы в своём журнале не будем предлагать обществу ничего переводного, а только своё собственное».
Собственное издание также намеревался завести и Есенин. В марте 1925 года он начал формировать редколлегию задуманного им альманаха «Поляне» и составлять план издания. 27 марта 1925 года Сергей Александрович писал одному из своих адресатов: «...Окончательно редколлегия сконструирована в следующем виде: Вс. Иванов, Пав. Радимов, я. Список ближайших сотрудников будет представлен Вс. Ивановым или Наседкиным».И таким образом, выходит, что Сергей Есенин в последнюю поездку в Ленинград отправился не умирать, а жить и издавать альманах. В Северной Пальмире он, очевидно, надеялся на поддержку Кирова и других влиятельных людей страны.
Увы, преждевременная кончина помешала и Лермонтову, и Есенину осуществить задуманное.
Александр Потапов. "Панорама Города" №42 (959)