15 июня 2015

Операция «анти-мат»

История о том, как председатель одного из рязанских сельхозпредприятий вводил невиданные на Руси меры: штраф трактористов и комбайнеров за мат на рабочем месте

Никита РЯЗАНСКИЙ |
Операция «анти-мат»

История о том, как председатель одного из рязанских сельхозпредприятий вводил невиданные на Руси меры: штраф трактористов и комбайнеров за мат на рабочем месте.

 

Это может показаться фантастикой, но является чистой правдой. Некоторое время назад в нашей области проводился уникальный эксперимент по искоренению нецензурной лексики.

Опытной площадкой для апробирования неслыханных доселе мер стало СПК «Вышегородское» в Рязанском районе. Как простые мужики умудрились дойти до такой жизни? «Малая Родина» вспомнила подробности нашумевшего проекта.

 

Судьбоносное собрание

Легендарный антиматерный приказ.JPG


- Все началось с того, что доярки нажаловались нашему председателю Николаю Митрохину на матерщину рабочих. Ругаются, говорят, так, что хоть святых выноси. Особенно механизаторы – во время подготовки посевной они чинили трактор и до того матерились, что у коров молоко начало пропадать. Найди, мол, на них хоть какую-то управу. Ты же председатель, вот и придумай чего-нибудь. – Вспоминал в беседе со мной заместитель председателя СПК «Вышегородское» Виктор Афанаскин. – Мы собрались, прикинули, что и как. И решили: надо это дело прекращать. Тем более начинается Великий пост. Митрохин постановил: будем беспощадно штрафовать за каждое нецензурное словечко. И тут же выписал соответствующее распоряжение, скрепленное размашистой подписью и большой синей печатью.


 Рублевая кара

Screenshot_6.jpg


Поначалу весь колхоз отнесся к затее председателя без должного внимания. Дескать, пугает нас Николай Николаевич. На крайний случай – денек-другой без мата поживем, а там вновь все пойдет по-старому. Местные острословы даже юморить по этому поводу пытались. Но все поняли, что шутки кончились, когда жертвой директорского распоряжения пал… его собственный заместитель, Виктор Михайлович Афанаскин. Карательные санкции настигли его в первый же день действия приказа, когда Афанаскин вышел покурить на крыльцо и обсудить с механизаторами подготовку к посевной. Обсуждали, как водится на Руси, с огоньком. И не без крепких словечек. В результате зарплата заместителя председателя уменьшилась на 50 рублей, о чем в бухгалтерской ведомости была торжественно сделана соответствующая пометка с личной подписью виновника.

Заместитель председателя


- После этого случая я, разумеется, немного язычок свой прикусил. И начал сам следить за своим начальником. – Признается Афанаскин. – И что вы думаете? Поймал-таки его на матерном словечке! Что же вы, говорю, Николай Николаевич, сами выражаетесь, а меня штрафуете? Ничего не поделаешь – пришлось и директору нашему в «штрафной фонд» раскошеливаться. Против собственного распоряжения не пойдешь.

 

Рекордсмены-«самородки»

Бухглатер рад новой статье дохода


Любовь Ивановна Аксенова в 2009 году, когда внедряли эксперимент, трудилась главным бухгалтером СПК «Вышгородское». Вот, что она мне рассказала в тот год:


— В первый день действия распоряжения штрафников-матершинников было больше всего. Порядка 20 человек оштрафовали на общую сумму в 3 тысячи рублей. Потом народ уже попривык и стал – хочешь – не хочешь - а сдерживать себя. Всего за три недели «новых порядков» за нецензурную брань в нашем колхозе удержано порядка 6 тысяч рублей.


«Рекордсменом» оказался один из наших механизаторов, умудрившимся на третий день наматериться аж на 750 рублей! И что интересно, свидетели утверждают: это было одним махом, этакой замысловатой многоэтажной конструкцией. Доярки скрупулезно подсчитали, сколько и каких слов присутствовало в произнесенном предложении (речь, говорят, шла о председательской инициативе) и пришлось зарплате тракториста «похудеть» на указанную сумму. А когда мужик понял, что деньги будут вычтены совершенно всерьез, то еще чуть было не попал тысячи на полторы сразу!

 

Хлеб духовный

Как же тратились вырученные деньги? Руководство сельхозпредприятия сказало журналистам: вся штрафная касса пошла на повышение культурного уровня работников. Об этом и в распоряжении Митрохина говорится.


- Вот закончится посевная, сядем мы в наш колхозный автобус и поедем в Рязань. – Прокомментировал мой вопрос Виктор Афанаскин. – Будем культурно развиваться, потреблять духовную пищу. Либо театр коллективно посетим, либо цирк – мы еще наверняка не решили…


Молчание - золото


Многие из механизаторов СПК, рассказывая о своих впечатлениях относительно «антиматерного закона», действующего на территории предприятия, выражали двоякие чувства. Им, безусловно нравится, что отныне предприятие располагает собственной фирменной «изюминкой», о «Вышгородском» и тамошних необычных порядках говорит вся округа, их ставят в пример, интервьюируют областные корреспонденты. Это с одной стороны. А с другой – работяги прямо говорят, что речь русского человека без мата, что обед без хлеба. Вот чинит, допустим, Петрович колхозный комбайн. И – раз! – саданул себе гаечным ключом по пальцу. Что ж ему теперь, на литературном языке Тургенева выражаться прикажете? Вот они, в некоторых случаях, и компенсируют:


- Иной раз, когда начальство рядом, приходится сдерживаться. Не давать волю языку. – Признался мне напоследок один из работников. – Терпишь, терпишь, уж совсем мочи нет! Отойдешь, бывает, в сторонку и ка-а-ак начнешь пустынные окрестности трехэтажными матюками обкладывать. Даже сам себе иной раз удивляешься – и откуда такой талант вдруг проявился? Жаль, послушать некому… Выговоришься – и как будто легче на душе становится.

 

Никита РЯЗАНСКИЙ, специально для ИА «Малая Родина»


Читайте также
Загрузить еще
1 2 3 4 5 6 ... 78