27 ноября 2014

Касимовский эксклюзив для русской тройки

На протяжении ста лет, фактически до конца 19-го века, мчались по дорогам России ямщицкие тройки, оглашая окрестности зали¬вистым звоном колокольчи¬ков и бубенцов, подвешенных под дугой конской упряжи.

Александр Барашин |
Касимовский эксклюзив для русской тройки

На протяжении ста лет, фактически до конца 19-го века, мчались по дорогам России ямщицкие тройки, оглашая окрестности зали­вистым звоном колокольчи­ков и бубенцов, подвешенных под дугой конской упряжи.


Русская тройка стала признанным и ярким симво­лом нашего государства, а почтовая гоньба разудалых ямщиков была воспета поэ­тами во многих прекрасных романсах и стихотворениях.


Тысячами невидимых и уже оборванных нитей свя­зана история древнерусско­го города Касимова с почто­вой ямщицкой государевой службой. Еще в далекие вре­мена царствования Ива­на Грозного в Касимове по именному указу царя возникла ямская слобода.


Более того, в конце 18-го столетия в Мещерском крае возник и достиг небывало­го расцвета местный промы­сел по литью поддужных ко­локольчиков.


Ямщицкие рекорды


Несмотря на огромную популярность езды на трой­ках и на то, что распростра­нена она была исключитель­но на просторах Российской империи, история появле­ния конской упряжи из трех лошадей вызывает у иссле­дователей многочисленные споры. Кто-то из историков пишет, что тройка была из­вестна чуть ли не со времен Московской Руси. Но офици­альные циркуляры прошлого, регулирующие нормы и пра­вила почтовой езды, сообща­ют, что подобный вид перевозок получил свой статус и был узаконен в самом конце 18-го столетия. Первым сре­ди русских писателей сооб­щил об этом Александр Ра­дищев в своем наделавшем много шума "Путешествии из Петербурга в Москву". Ав­тор рассказывает о трех све­жих лошадях, которые были выпряжены из его повозки в угоду проезжему судье.


SpeedingTroikaSamokishSaleLondon2006.jpg

Николай Самокиш "Тройка на разгоне"


"Какой же русский не лю­бит быстрой езды!" - воскли­цал Гоголь, тонко подметив­ший тягу русского человека к быстрому передвижению по дорогам отчизны. И естест­венно, что именно ямщицкая тройка стала этим скорост­ным видом транспорта. Од­нако и в те далекие времена чиновники пытались устано­вить скоростные ограничения для ямщиков. Так, правила, принятые почтовым ведом­ством, строго предписыва­ли соблюдать быстроту езды следующим образом: осенью - 8 верст в час, зимой - 12, а летом 10. Но лихие ямщи­ки сквозь пальцы смотрели на введенные "ограничения скоростного режима движе­ния" и не прочь были с ветер­ком пронестись на своих за­летных.


Весьма популярными в середине позапрошлого века были официально проводи­мые соревнования ямщицких троек на скорость. Рекорды, установленные на льду за­мерзшей реки, выглядели до­вольно впечатляюще: 30-35 верст в час.


Хотите проверить себя на знание правил дорожного движения, освежить свою память, обезопасить себя и других участников дорожного движения? Для вас на http://www.pddrussia.com/ билеты 2015 года, станут хорошим и удобным подспорьем.


 Громкий свист, рожок и колокольчик


Долгое время ямщики, приближавшиеся с почто­вой станции, предупреждали о своем прибытии залихват­ским громким свистом. Сло­жившиеся веками в русском сознании традиции и обычаи соотносили свист прежде всего с разбойными людь­ми. Исправить положение со свойственной ему решитель­ностью взялся Петр Первый. При приближении к почтовой станции ямщикам надле­жало использовать медный европейский рожок.


Однако ямщики массо­во игнорировали царское нововведение. Медный ро­жок был совершенно непри­годен в зимнее время. Го­сударевых почтарей били батогами, один из ямщиков, который отказался при­кладывать к губам "срамную дудку", с горя запил горь­кую и помер. Почтовый рожок сохранился, но всего лишь как символ. Вплоть до конца 18-го века продолжался ди­кий посвист на российских дорогах.


Выход был найден слу­чайно: под дугу корен­ной лошади в упряжке ста­ли крепить литые бронзовые колокольчики, которые полу­чили название поддужных.


phpThumb_generated_thumbnail (1).png

Нарядная расписная дуга с колокольчиками создавала гармоничный, цельный образ ямщицкой тройки


Теперь конская дуга стала основным элементом упря­жи. У нижегородских кресть­ян возник особый дужный промысел. Талантливые ма­стера покрывали дугу зо­лотистой краской и затем расписывали живописны­ми растительными узорами. "Светит в темень позолотой размалевана дуга", - тон­ко подметил Сергей Есенин в стихотворении "Ямщик". Красивые дуги пользовались особым спросом у ямщиков. Переливчатая трель  колокольчиков дополняла велико­лепие конской упряжи и под­нимала настроение во время долгой дороги. 


Реклама по-купечески


В начале 19-го века сло­жилось несколько литейных центров производства под­дужных колокольчиков. Наи­более известными были вал­дайские колокольцы, а вот соперничали с ними и цени­лись за отменное качество и особое звучание касимов­ские собратья. Отливались колокольчики в самом горо­де Касимове и окрестных ме­стах - селе Алешине, дерев­нях Поповка и Уланова Гора. В конце 19-го века в Касимов­ском уезде насчитывалось 7 колокололитейных заведений и более 170 кузниц.


Первоначально литьем колокольчиков занимались кузнецы. Купцы покупали медь и олово на нижегород­ской ярмарке, а затем до­ставляли свой товар по Оке в Касимов. Кузнецы приобретали небольшую часть сырья, а часто купцы раздавали кустарям-кузнецам металл с обязательством возврата го­товой продукции - поддуж­ных колокольчиков. Чтобы получить больше выго­ды, мастера-литей­щики приобретали дешевый латун­ный самоварный и рукомойный лом.

phpThumb_generated_thumbnail (2).png

Шейные звонкоголосые бубенчики позволяли касимовским крестьянам находить затерявшуюся живность


Наиболее извест­ными касимовскими мастерами были Кисловы, Ленины, Скорняков, Лабзенковы, Баранов.


Мастера, как правило, старались отметить свой то­вар именем, местом литья и датой. Заказчиками поддуж­ных колокольчиков было ка­симовское купечество. На юбке колокольчика отлива­лась надпись типа "Из лав­ки купца Феклистова в Каси­мове", что зачастую являлось эффективной рекламой то­вара и купеческой фамилии. Касимовские поддужные ко­локольчики содержат раз­личные шутливые и забавные надписи. Мы можем их про­читать на изделиях мастера Скорнякова.


Отец и сын Николай и Михаил Кисловы отлили на своих колокольчиках десятки разных прибауток. Вот лишь некоторые из них: "Волка баяца в лес не ходить", "Ка­мар с мухами плясал камар муху целовал", "Теща кричит роща трещит", "Пора наше­му теленку волка съесть". По­следняя присказка сделана в 1861 году, в год отмены кре­постного права. Надписи на многих колокольчиках сде­ланы с орфографическими ошибками, по правилу, кото­рым пользуются современ­ные школьники - как слы­шится, так и пишется.


Мастера из деревни Ула­нова Гора Степан и Иван Ле­нины отливали в том числе и именные колокольчики по заказу. Стоили они 40-60 рублей (в конце 19-го века на эти деньги можно было купить корову), в то время как обычные колокольчики про­давались по цене от 80 ко­пеек до 1 рубля 20 копеек.


В начале прошлого века ямщицкая почтовая служ­ба в связи бурным разви­тием железнодорож­ного транспорта угасла, прекратил свое существова­ние и касимовский литейный промы­сел. Правда, коло­кольчик еще радовал своим звоном на свадьбах и масленичных гуляньях.


В ноябре 2014 года в Ка­симове открылся музей ко­локолов, созданный местным коллекционером Михаилом Силковым, почетным гра­жданином города. А в уни­кальной экспозиции среди множества колоколов до­стойное место заняли знаме­нитые касимовские поддуж­ные колокольчики.

 

Александр Барашин

"Дом.Строй" №46 - 26.11.2014

 

 

Читайте также
Загрузить еще
1 ... 72 73 74 75 76 ... 78