Касимовский эксклюзив для русской тройки
На протяжении ста лет, фактически до конца 19-го века, мчались по дорогам России ямщицкие тройки, оглашая окрестности зали¬вистым звоном колокольчи¬ков и бубенцов, подвешенных под дугой конской упряжи.
На протяжении ста лет, фактически до конца 19-го века, мчались по дорогам России ямщицкие тройки, оглашая окрестности заливистым звоном колокольчиков и бубенцов, подвешенных под дугой конской упряжи.
Русская тройка стала признанным и ярким символом нашего государства, а почтовая гоньба разудалых ямщиков была воспета поэтами во многих прекрасных романсах и стихотворениях.
Тысячами невидимых и уже оборванных нитей связана история древнерусского города Касимова с почтовой ямщицкой государевой службой. Еще в далекие времена царствования Ивана Грозного в Касимове по именному указу царя возникла ямская слобода.
Более того, в конце 18-го столетия в Мещерском крае возник и достиг небывалого расцвета местный промысел по литью поддужных колокольчиков.
Ямщицкие рекорды
Несмотря на огромную популярность езды на тройках и на то, что распространена она была исключительно на просторах Российской империи, история появления конской упряжи из трех лошадей вызывает у исследователей многочисленные споры. Кто-то из историков пишет, что тройка была известна чуть ли не со времен Московской Руси. Но официальные циркуляры прошлого, регулирующие нормы и правила почтовой езды, сообщают, что подобный вид перевозок получил свой статус и был узаконен в самом конце 18-го столетия. Первым среди русских писателей сообщил об этом Александр Радищев в своем наделавшем много шума "Путешествии из Петербурга в Москву". Автор рассказывает о трех свежих лошадях, которые были выпряжены из его повозки в угоду проезжему судье.
Николай Самокиш "Тройка на разгоне"
"Какой же русский не любит быстрой езды!" - восклицал Гоголь, тонко подметивший тягу русского человека к быстрому передвижению по дорогам отчизны. И естественно, что именно ямщицкая тройка стала этим скоростным видом транспорта. Однако и в те далекие времена чиновники пытались установить скоростные ограничения для ямщиков. Так, правила, принятые почтовым ведомством, строго предписывали соблюдать быстроту езды следующим образом: осенью - 8 верст в час, зимой - 12, а летом 10. Но лихие ямщики сквозь пальцы смотрели на введенные "ограничения скоростного режима движения" и не прочь были с ветерком пронестись на своих залетных.
Весьма популярными в середине позапрошлого века были официально проводимые соревнования ямщицких троек на скорость. Рекорды, установленные на льду замерзшей реки, выглядели довольно впечатляюще: 30-35 верст в час.
Хотите проверить себя на знание правил дорожного движения, освежить свою память, обезопасить себя и других участников дорожного движения? Для вас на http://www.pddrussia.com/ билеты 2015 года, станут хорошим и удобным подспорьем.
Громкий свист, рожок и колокольчик
Долгое время ямщики, приближавшиеся с почтовой станции, предупреждали о своем прибытии залихватским громким свистом. Сложившиеся веками в русском сознании традиции и обычаи соотносили свист прежде всего с разбойными людьми. Исправить положение со свойственной ему решительностью взялся Петр Первый. При приближении к почтовой станции ямщикам надлежало использовать медный европейский рожок.
Однако ямщики массово игнорировали царское нововведение. Медный рожок был совершенно непригоден в зимнее время. Государевых почтарей били батогами, один из ямщиков, который отказался прикладывать к губам "срамную дудку", с горя запил горькую и помер. Почтовый рожок сохранился, но всего лишь как символ. Вплоть до конца 18-го века продолжался дикий посвист на российских дорогах.
Выход был найден случайно: под дугу коренной лошади в упряжке стали крепить литые бронзовые колокольчики, которые получили название поддужных.
Нарядная расписная дуга с колокольчиками создавала гармоничный, цельный образ ямщицкой тройки
Теперь конская дуга стала основным элементом упряжи. У нижегородских крестьян возник особый дужный промысел. Талантливые мастера покрывали дугу золотистой краской и затем расписывали живописными растительными узорами. "Светит в темень позолотой размалевана дуга", - тонко подметил Сергей Есенин в стихотворении "Ямщик". Красивые дуги пользовались особым спросом у ямщиков. Переливчатая трель колокольчиков дополняла великолепие конской упряжи и поднимала настроение во время долгой дороги.
Реклама по-купечески
В начале 19-го века сложилось несколько литейных центров производства поддужных колокольчиков. Наиболее известными были валдайские колокольцы, а вот соперничали с ними и ценились за отменное качество и особое звучание касимовские собратья. Отливались колокольчики в самом городе Касимове и окрестных местах - селе Алешине, деревнях Поповка и Уланова Гора. В конце 19-го века в Касимовском уезде насчитывалось 7 колокололитейных заведений и более 170 кузниц.
Первоначально литьем колокольчиков занимались кузнецы. Купцы покупали медь и олово на нижегородской ярмарке, а затем доставляли свой товар по Оке в Касимов. Кузнецы приобретали небольшую часть сырья, а часто купцы раздавали кустарям-кузнецам металл с обязательством возврата готовой продукции - поддужных колокольчиков. Чтобы получить больше выгоды, мастера-литейщики приобретали дешевый латунный самоварный и рукомойный лом.
Шейные звонкоголосые бубенчики позволяли касимовским крестьянам находить затерявшуюся живность
Наиболее известными касимовскими мастерами были Кисловы, Ленины, Скорняков, Лабзенковы, Баранов.
Мастера, как правило, старались отметить свой товар именем, местом литья и датой. Заказчиками поддужных колокольчиков было касимовское купечество. На юбке колокольчика отливалась надпись типа "Из лавки купца Феклистова в Касимове", что зачастую являлось эффективной рекламой товара и купеческой фамилии. Касимовские поддужные колокольчики содержат различные шутливые и забавные надписи. Мы можем их прочитать на изделиях мастера Скорнякова.
Отец и сын Николай и Михаил Кисловы отлили на своих колокольчиках десятки разных прибауток. Вот лишь некоторые из них: "Волка баяца в лес не ходить", "Камар с мухами плясал камар муху целовал", "Теща кричит роща трещит", "Пора нашему теленку волка съесть". Последняя присказка сделана в 1861 году, в год отмены крепостного права. Надписи на многих колокольчиках сделаны с орфографическими ошибками, по правилу, которым пользуются современные школьники - как слышится, так и пишется.
Мастера из деревни Уланова Гора Степан и Иван Ленины отливали в том числе и именные колокольчики по заказу. Стоили они 40-60 рублей (в конце 19-го века на эти деньги можно было купить корову), в то время как обычные колокольчики продавались по цене от 80 копеек до 1 рубля 20 копеек.
В начале прошлого века ямщицкая почтовая служба в связи бурным развитием железнодорожного транспорта угасла, прекратил свое существование и касимовский литейный промысел. Правда, колокольчик еще радовал своим звоном на свадьбах и масленичных гуляньях.
В ноябре 2014 года в Касимове открылся музей колоколов, созданный местным коллекционером Михаилом Силковым, почетным гражданином города. А в уникальной экспозиции среди множества колоколов достойное место заняли знаменитые касимовские поддужные колокольчики.
Александр Барашин
"Дом.Строй" №46 - 26.11.2014